Проблема стимулирования молодёжи к образованию в Австралии стоит так же остро, как и в России, и власти пытаются решать эту проблему различными способами.
По проекту австралийского архитектора Макбрайд Чарльза Райана (McBride Charles Ryan) в маленьком городке недалеко от Мельбурна бала построена средняя школа весьма необычной формы. Комплекс зданий представляет собой неправильную восьмерку, в центре которой находиться библиотека, бублики, в которых находятся классные комнаты, образуют внутренние дворики, закрытые со всех сторон от ветра, уставленные скамейками, с зелеными лужайками и живописными садами камней.
Каждое крыло здания и этаж раскрашено в свой цвет, чтоб ученики могли быстро найти нужный факультет. Фасад здания выложен глянцевой плиткой черного и серого цвета, а потолки арок и навесов обшиты деревом.
Вот другие школы:
Школа в пригороде
Соотношение государственных и частных школ 3:1, т.е. на три государственные школы приходится 1 частная, в т.ч. религиозных (independent and catholic schools). Все они делятся на начальные (подготовительный -- 7 кл.; Primary), старшие ( 8-- 12 кл.; High) и колледжи (Prep -- 12 кл.; College). Обучение, как правило, на пятом году ребячьей жизни: на 30 июня первокласснику должно быть шесть лет.
Обучение в школе бесплатное для граждан и постоянных резидентов Австралии. Независимо от возраста, дети ежедневно (кроме субботы/воскресенья) проводят в школе шесть часов (с 9 до 15).
Учебный год начинается в конце января и заканчивается в середине декабря.
Школьные каникулы имеют следующую примерную продолжительность: летние -- 6 недель, осенние -- две недели в апреле-мае (привязаны к Католической Пасхе), зимние -- две недели в конце июня-начале июля, весенние -- две недели в конце сентября-начале октября. (Не забудьте, что Австралия находится в другом полушарии.)
Территория большинства школ представляет собой раскиданные по территории (часто напоминающей парк) отдельные небольшие одно-двухэтажные здания (отдельные блоки, включающие в себя несколько классов или лабораторий), иногда соединённые крытыми переходами.
У школы непременно есть своё спортивное поле, спортивные площадки, детские площадки (в младшей школе), холл для собраний, музыкальные кабинеты, библиотека, рекреационные зоны со столами для morning tea/lunch-а на открытом воздухе.
Подготовительный класс больше похож на детский сад, чем на школу. Часто дети занимаются за круглыми столами на несколько человек, много времени проводят в играх, сидя на ковре, слушают чтение учителя, обсуждают прочитанное, рисуют, мастерят поделки, во время перемен (как правило, их три) гуляют на огороженной детской площадке. Формально существуют несколько предметов: счёт, письмо, чтение, спорт, музыкальные занятия, танцы, иностранный язык и аналог "труда".
Несмотря на то, что уроки довольно продолжительные (по полтора часа), частая смена деятельности и свободное передвижение по классу не дают малышам скучать.
В классе, кроме основного учителя, непременно присутствует помощник, а иногда и несколько (особенно, при активных занятиях). Обычное количество детей в классе, около 20-24 человек, связано с узаконенным соотношением 1 учитель на 12 детей. Дети, нуждающиеся в особом подходе, получают сопровождение специального помощника, который находится с ними в классе, и регулярно посещают дополнительные занятия в соответствии с их нуждами. Детям, не говорящим по-английски, предлагается особый помощник или уделяется дополнительное внимание.
Домашние задания выдаются на неделю и включают в себя, например, образец изучаемой на текущей неделе буквы или цифры, тематическую раскраску и т.п. Еженедельное посещение школьной библиотеки влечёт за собой появление двух-трёх небольших книг, необходимых к прочтению. По нашему опыту, приготовление уроков занимает 5-10 минут в день. Полученные знания формально не оцениваются.
С первого класса
начальной школы, где нагрузка на детей несколько увеличивается, изучают довольно много разнообразных предметов: английский, математика, естественные науки (Science), общественные науки (Studies of Society and Environment), иностранный язык, спорт (Sports), физкультура (Physical Education), музыка, изо+труд (Art), танцы (Dance or Performing Arts), религиозное образование (по желанию, за небольшую дополнительную плату). В день обычно четыре-пять уроков, их точная продолжительность зависит от хода работы в классе.
Две перемены, продолжительностью 35 минут, проводят (если погода позволяет) в играх на школьном дворе или спортивном поле.
В классе обычно до 25 человек, учителю часто помогает помощник.
Объём домашних заданий постепенно, от класса к классу, увеличивается, но в целом (согласно государственным предписаниям) не превышает 30-40 минут в день. Домашняя работа может представлять собой работу в тетради или с распечатанными учителем заданиями, чтение библиотечной книги, выполнение заданий на специальном учебном сайте/сайтах (платный аккаунт предоставляется школой), в редких случаях составление презентации (на компьютере). Проверка качества освоения материала проводится в форме разнообразных тестов, assessment-ов и эссе. Система оценок: по шкале от A до E, где А эквивалентна пятёрке.
Дважды в месяц проводятся школьные собрания (assembly), на которых выступают как целые классы, так и отдельные школьники со своими речами или музыкальными/танцевальными номерами.
В
старшей школе, начиная с 7/8 класса в зависимости от штата. Перед учеником стоит задача выбрать будущую специализацию и соответственно принять решение о дальнейшем, послешкольном, образовании. В 8--10 классах ученики последовательно знакомятся со всеми возможными направлениями обучения: английский, математика, естественные и общественные науки, иностранный язык, физкультура (Health and Physical Education), искусство, домоводство (Home Economics) и др.
Система оценок -- как в начальной школе. Объём домашних заданий, согласно предписаниям департамента образования, составляет около 15 часов в неделю. На деле же, амбициозные студенты проводят за уроками больше времени. Проверка полученных знаний включает в себя разнообразные тесты, эссе, презентации. В 11-12 классах, имеющих решающее значение для окончательных выпускных оценок, ученику необходимо выбрать и изучить шесть предметов.
Достаточно сложная система оценки знаний выпускника предполагает написание нескольких обязательных работ большого объёма, проходящих проверку на уровне штата.
По окончании 12-го класса каждому ученику, претендующему на поступление в университет, в дополнение к сертификату о среднем образовании в результате сложных вычислений выставляется балл OP (Overal Position), отражающий уровень выпускника среди всех выпускников штата, претендующих на поступление в вуз в текущем году. Наивысшая оценка OP1 (4% всех выпускников) практически гарантирует поступление во все университеты Австралии на все специальности. OP от 2 до 5 даёт возможность проступить в хороший университет на большинство специальностей. На непопулярные специальности в не лучший университет можно попасть и с OP 16. Ежегодно университеты могут изменять проходной балл OP. В старших классах ученики участвуют в программах профессионального обучения. Не редкость, когда выпускник к моменту окончания школы имеет сертификаты о профессиональном обучении, которые теоретически позволяют ему трудоустроиться. Родители могут ознакомится с оценками ученика посредством report-ов, высылаемых по почте на домашний адрес в конце каждой четверти, или встретиться с учителем в индивидуальном порядке (при желании, в дополнение к обычному ежечетвертному parent--teacher interview можно договориться о внеплановой встрече).
Доставка ученика в школу может осуществляться как силами родителей, так и посредством специального транспорта. В отличие от независимых школ, которые часто имеют собственную систему перевозок, большинство учеников пользуются межшкольными маршрутами или общественным транспортом. Проезд в них бесплатный (школа предоставляет специальный годовой проездной билет).
А в конце, как и у нас, выпускной балл!
Питание школьников, как правило, забота родителей.
Обычно, в учебное время в школе работает tuck-shop (вроде буфета), предлагающий разнообразные закуски (фрукты, сэндвичи, пицца и т.п.). Многие дети приносят ланч с собой. В начальных классах учителя проводят разъяснительную работу с родителями и учениками на предмет здорового питания.
Работающим родителям, приходится пользоваться системой продлённого дня (before- and after-school care), которая часто располагается на базе школы или близлежащего child care center. Большой популярностью пользуется и система Police-Citizens Youth Club, обеспечивающая присмотр за детьми за некоторую плату.
Все школы имеют собственную форму (зимний, летний, нарядный и повседневный варианты), которую можно купить в школьном магазине. Там же можно приобрести и необходимые школьные принадлежности (в наборе). Школьную одежду распространённых школьных цветов (если политика школы в отношении формы не строгая) и разнообразные канцелярские товары можно самостоятельно купить и в общедоступных магазинах. Родительские затраты на обеспечение школьников необходимыми для обучения вещами частично компенсируются государством (на ученика начальной школы -- 400 AUD, на ученика старшей -- 800 в год).
Разнообразие внешкольных занятий зависит от учебного заведения. Дети посещают уроки скрипки и кларнета (можно было выбрать из 12 разнообразных музыкальных инструментов), школьный духовой и струнный оркестры, занятия плаванием, йогу, уроки языка глухонемых, кружок вязания, беговой клуб. Эти занятия или бесплатны, или имеют символическую стоимость. Музыкальные инструменты можно арендовать в школе.
Школьная жизнь для австралийских детишек в большей степени fun, чем каторга. Бледные, с синяками под глазами от недосыпания, сутулые школьники здесь редкость. Дети не теряют желание учиться к концу первого класса. Интересные, жизненные задания, разнообразие творческих заданий, отсутствие скучных и однообразных упражнений -- делает обучение в австралийской школе приятным и весёлым занятием. Даже занудные упражнения по орфографии превращены в азартный спелофон (spellathon), в ходе которого классы соревнуются в том, кто сделает меньше ошибок.
В процессе обучения повсеместно применяются ИТ-технологии, в том числе и Дополненная реальность, которые
РАЗВЛЕКАЮТ + ЗАИНТЕРЕСОВЫВАЮТ + УВЛЕКАЮТ = УЧАТ.
В целом, к 11 классу, получив представление о всём разнообразии человеческих знаний и умений и попробовав себя во многих видах деятельности, подросток может принять в той или иной степени осмысленное решение о том, что он хочет получить от жизни.
Конечно, не стоит ожидать, что система школьного образования в Австралии идеальна. Кого-то огорчает невозможность выбрать все интересующие старшеклассника предметы, кто-то обвиняет австралийцев в отсутствии широких знаний, чей-то ребёнок недополучает знаний по иностранному языку, а кого-то раздражает школьная привычка сидеть на полу. Стоит отметить, что и сами австралийцы высказывают недовольство в адрес местных школ, обвиняя систему образования в подражании худшим мировым образцам, недостаточном контроле над учащимися, поверхностности получаемых знаний. Одно очевидно, атмосфера сотрудничества и дружелюбия в совокупности с ориентированностью на интересы ребёнка не калечит детскую психику, позволяет реализовать себя и жить в радости.