Дмитриева Светлана, учитель начальных классов, школа-интернат №30 ОАО «РЖД», г.Комсомольск-на-Амуре

«Учи - удивляя!»

Как только ребенок удивляется, сразу включается процесс познания! Для процесса познания, как нельзя лучше подходит технология Дополненной реальности. Похоже, что уже через несколько лет визуальное и интерактивное представление информации станет нормой для мобильных устройств. И образование должно успевать за современными технологиями.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (план урока литературного чтения с использованием объекта дополненной реальности).

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
Задачи:
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
 
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
 
Ι. Актуализация знаний.
2  3
Проверка домашнего задания.
- Прочитайте отрывок и сказки, который вам больше всего понравился.

Речевая разминка.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы. (А.С. Пушкин. «Сон»)
 
- Прочитайте «жужжащим» чтением. Что узнали из этих строк?
- Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки. (Прочитайте медленно. С ускорением. Шепотом. Громко. Выразительно.)
 
Повторение.

- Разгадайте ребус.

  , ,   ,
                                                                                     
  -   Правильно САЛТАН.
  -   Озвучьте тему урока.
  -   Правильно. Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой и узнаем много нового, но сейчас немного повторим.
  -   Кто из героев прочитанного отрывка вам понравился больше? Почему?
  -   Как Пушкин подчеркивает свою симпатию к князю Гвидону? Царевне-Лебеди?
  -   Кто из героев вызывает антипатию? Почему?
  -   Какими отрицательными чертами их наделил автор?
  -  Вдумайтесь в имена, которые дал Пушкин этим злым персонажам. Для чего автор употребил уничижительные суффиксы?
  -   Для языка Пушкина характерны точность, образность и выразительность.
  -   Дважды побывал Гвидон у отца. Подумайте, в чём схожи царь Салтан и князь Гвидон.
  -   В чем их различие?
  -   Оправдывает ли Салтан название грозного царя?
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
 
II. Развитие умений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2  4  1  2  3  1  2  4
Работа с текстом сказки.

Работа с текстом до чтения.
Беседа с учащимися:
  -   В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
  -  Каким предстал перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и поварихой
  -   Кто считает, что ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой уже наказаны? Как? Только ли укусами Гвидона?

Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение со с.134 «Цепочкой» со слов «Ветер по морю гуляет..:
  -   Как вы думаете куда пойдет Гвидон после провод гостей? (К Лебедю)
  -   О чем попросит? (Встречи с отцом)
  -   В кого он превратился в этот раз?
  -   Как вы понимаете строчку « Четырьмя все три глядят»?
  -   Почему царевич злиться при словах Бабарихи?
  -   Как вы думаете, что же произойдет дальше?
Продолжение чтения до слов «Через море полетел»
  -  На этом моменте мы пока прервем свое чтение.
 
Физкультминутка
О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
 
  -   А сейчас проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы  композиторы! Какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали, чтобы изобразить полёт шмеля? (полёт шмеля прозвучит лучше на  кларнете, флейте,  на скрипке)
  -   Мелодия будет звучать в быстром темпе или медленном?
 
  -   Сейчас мы с вами наслаждаемся мастерским искусством слова А.С.Пушкина для изображения своих сказочных персонажей, умения передавать самобытный дух русской сказки, до этого мы смотрели как художники пользуются своим «художественным» языком. Вспомним чем художники рисуют сказки? (Кистью, красками)
  -   А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку? (Звуками, мелодией, тембром, темпом, ритмом)
  -   Совершенно верно!
  -   А теперь снова вернемся к сказке. Внимание на экран. Кто это? (шмель)
  -   А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков изобразил «полет шмеля» в своем музыкальном произведении.
 
  -   Как вы думаете, удалось ли композитору передать образ «шмеля»? (удалось)
  -   Какая это музыка? (гудящая, жужжащая)
  -   Какое чувство оно рождает? ( Ликование, радость)
  -   Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет. Звук этого полета, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создается мелодией скрипки, столь стремительной, что у слушателя действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания.

Композитор использовал тембры  струнных инструментов и деревянных духовых,  поэтому музыка по окраске звучания можно сказать «гудящая», «шмелиная».

Композитор сумел музыкальными средствами передать полет, и даже жужжание насекомого.
  -   Мы прослушали отрывок из оперы, которую Римский – Корсаков написал к 100-летию со дня рождения Пушкина.
 
Работа с текстом после чтения.
1) Вернем к сказке.
  -   О каких новых чудесах мы прочитали?
  -   Сколько раз Гвидон летал к отцу?
  -   В кого он превращался первый раз, второй, третий?
  -   Это признаки.. (сказки, троекратное повторение)
  -   Что еще сказочного встретилось нам в произведении?
 
Немного закрепим полученные знания, поиграем игру «Верю - не верю», возьмите листочки и начнем:
  1.  Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-) (указ)
  2.  Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
  3.  Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)
  4.  Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
  5.  Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)
  6.  Гвидон  сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
  7.  О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)
  8.  Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
  9.  Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась без одного глаза (-) ( Гвидон пожалел свою бабушку)

  - Проверьте свою работу.
Результаты на доске.
 
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
 
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
 
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
 
 
ΙΙΙ. Итог.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рефлексия.
Вот подошёл к концу наш урок.  Мы не только продолжили читать сказку, но и открыли для себя что-то новое.
А закончить наш урок я хочу стихами:
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
 
 
 
IV. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение отрывка, пройденного на уроке
Представить себя великими художниками и нарисовать полёт шмеля.
 
 
 
31Мне нравится
Поделиться:

Отзывы (1)   Оставить отзыв