Как только ребенок удивляется, сразу включается процесс познания! Для процесса познания, как нельзя лучше подходит технология Дополненной реальности. Похоже, что уже через несколько лет визуальное и интерактивное представление информации станет нормой для мобильных устройств. И образование должно успевать за современными технологиями.
Тема урока «Глобус-модель Земли»
Тема урока «ГЛОБУС-МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ»
I. Цель урока
Создать условия, способствующие формированию у учащихся представлений о глобусе-модели Земли.
II. Задачи урока Предметные результаты изучения темы – формирование умений
· формирование знаний и представлений о глобусе-модели Земли.
· пользоваться глобусом, находить и показывать на них части света, материки и океаны.
Метапредметные результаты Познавательные УУД
- сформулировать представления детей о глобусе-модели Земли
- познакомить с новым термином «модель»
- обсудить, что представляет собой глобус
- научить находить экватор, полюса, полушария, параллели, меридианы
1. Общеучебные универсальные действия
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
2. Универсальные логические действия
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
- синтез как составление целого из частей
- выбор оснований для сравнения
- подведение под понятия, распознавание объектов
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные УУД
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Личностные УУД
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока
· Технология проблемно - диалогического обучения
· Технология продуктивного чтения
· Технология оценки учебных успехов
· Технология групповой работы
· Здоровьесберегающие технологии
· Информационно-коммуникативные технологии
· Игровые технологии
IV. Методы обучения
· Словесные – рассказ, беседа, объяснение, инструктаж к работе, …
· Наглядные – демонстрация
· Практические – вращение глобуса, нахождение на глобусе Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Москвы, экватора, полюсов, параллелей, меридиан.
VI. Оборудование
• Для учителя – мультимедийный проектор, объекты Дополненной реальности «Воображаемые линии Земли» Код: КА-01-04ж, «Аанг - сын Флинн» Код: ИЕВ-02-09, глобус;
• Для учащихся – глобус (3штуки,3группы), клейкие метки для каждой группы (на 1группу по 5 меток).
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, рада вас видеть. Давайте поздороваемся. А поможет нам мячик. Я передаю его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Любой, кивнула головой в знак приветствия, и мячик кидаю ей. Теперь Люба встретится с кем – нибудь взглядом… (все дети по очереди встречаются взглядами). Замечательно! Теперь занимаем свои места и настраиваемся на урок.
- Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке?
- Для одного из этих доказательств мы использовали мяч. Удобно ли вам было работать с мячом в виде модели? Почему?
- А что нам предстоит изучить сегодня вы узнаете, если отгадаете загадку.
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется... (Земля)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
- Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:
1. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)
2. Что такое земля звезда или планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы)
3. Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)
4. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе? (12 апреля 1961 — летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1»)
- Молодцы! Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию
- А вы хотите увидеть Землю, такую какой ее увидел Гагарин?
Показ ОДР «Воображаемые линии Земли»
Посмотрите, какой мы видим землю из космоса.
3. Построение проекта выхода из затруднения
- Как вы считаете, создали ли люди модель Земли? (Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус) А для чего она нужна?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?
- С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся? (Тема: Глобус- модель Земли. Познакомимся с глобусом, узнаем, что изображено на глобусе, научимся работать с глобусом)
- Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли. Ребята, в этом нам помогут учебник и глобус.
4. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)
- Иногда, чтобы изучить какой-либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение - модель. Глобус - это модель Земли. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии. И создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. (Учитель дает каждой группе рассмотреть глобус и рассказать о своих наблюдениях) 5. Совместное открытие знаний
- Ребята, мы с вами попали в космическую лабораторию, где нам придется ответить на вопросы.
- Похож ли глобус на Землю?
- Какие вопросы у вас возникают?
Вопрос урока: Что люди обозначают на глобусе?
Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).
- Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).
Голубой цвет – это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет - это вся суша и горы. Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.
- Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это
самая верхняя и самая нижняя точки.)
- Кто знает их названия? (Они называются полюса. Вверху Северный полюс, а внизу Южный полюс. А ещё они называются Антарктида и Арктика.)
- Найдите на глобусе Москву. Наклейте метку. Вращайте глобус вместе с меткой.
- Наклейте метку где находится наш родной город. Понаблюдайте путь вращения. Сравните.
- Найдите такое место на глобусе, где метка совершает самый большой путь вращения. Найдите на глобусе название этой линии. Подготовьте ответ.
- Как вы думаете, почему модель Земли – глобус – сделали вращающимся? Предположение детей.
- Глобус показывает нам вращение Земли вокруг своей оси. Поставьте, пожалуйста, человечка на него. Что происходит с человечком во время вращения? (Человечек тоже вращается вместе с Землёй).
- А чувствует ли он это вращение? Вы ощущаете вращение Земли? Почему? (Мы почему-то не чувствуем этого вращения). Выслушиваются мнения детей, их предположения.
Показ ОДР «Воображаемые линии Земли»
- Нам кажется, что вращаются Солнце, звёзды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а вместе с ней и мы. Вы наверняка тоже замечали, медленно отъезжая от станции на поезде, что это не вы едете, а деревья, дома и люди проносятся мимо вас за окном.
- Но на глобусе есть и другие линии.
- Какие же это линии? Давайте найдём в учебнике их название на с. 34.
- Где проходит самый большой круг метка ? Как он называется? (Экватор 1)
- На какие части делит экватор глобус? (На полушария 1)
- И у Земли есть Северное и Южное полушарие.
- Найдите на глобусе линии, соединяющие два полюса. (Это меридианы 4, они тянутся с севера на юг)
- Найдите на глобусе линии, пересекающие меридианы, как они называются? (Параллели)
- Параллели и меридианы – это воображаемые линии, а полюсы-воображаемые точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Однако приборы позволяют точно определить их место по положению солнца. С их помощью капитан судна может определить, к какой параллели и какому меридиану он приближается, и найти это место на глобусе или карте.
- Молодцы, вы помогли ответить на очень трудные вопросы. И помогли нам в этом самые любознательные.
6. Рефлексия учебной деятельности и физкультминутка
- Посмотрите, к нам прилетели инопланетяне, отдохнем вместе с ними..
ОДР «Аанг - сын Флинн»
- Они заглянули к нам не просто так, они просят дать ответы на загадки и вопросы, попробуйте применить полученные знания.
Космическая ловушка
Отгадайте загадки:
Ты держишь мир в руках как мяч
Но только он учебный
А вот теперь скажи, трюкач
Что за предмет волшебный? (глобус)
Вокруг неё Земля вращается,
А утро с ночью не встречается (ось)
На Земле живут две точки,
Обе в беленьких платочках (полюса)
- А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого нам необходимо правильно ответить на вопросы:
1. Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли)
2. Самая большая параллель Земли…(Экватор 1)
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (Параллелями)
4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (Меридианами 4)
5. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное 3)
6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)
7. Почему мы линии называем воображаемыми? (Эти линии не существуют на поверхности Земли в реальности).
- Молодцы, вы умницы! Теперь мы можем вернуться на родную Землю
7. Домашнее задание
Ребята, к следующему уроку прошу вас:
1.Выполнить задания в рабочей тетради стр.11 задания 3, 4,5
По желанию:
- найти ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?» или
- подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.
8. Итог урока
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Чему научились?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому пока было трудновато?
- Кто или что вам помогло справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Какую бы отметку вы себе поставили?
Дети читают по четверостишью стихотворение «Берегите планету Земля» на фоне ОДР «Воображаемые линии Земли»
Мы живем на прекрасной планете
Под красивым названьем "Земля".
Все чудесное ,что есть на свете,
Здесь - озера, леса и поля...
Чистый воздух, прозрачные воды,
Трели птиц, ароматы цветов,
Красоту первозданной природы,
Защитим мы от грубых оков
Среди тысячи звезд во Вселенной,
Голубая планета - наш дом.
Всем уют нужен, мир- непременно,
Чтобы счастливо жили мы в нем!
- Ребята, почему надо беречь Землю?
- Наша планета Земля - неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.
9. Организованный конец урока - Спасибо, ребята за урок! Надеюсь вам понравился наше космическое путешествие. До свидания!
На своих уроках не только я применяю современные технологии, но делюсь Дополненной реальностью со своими коллегами. У нас в классе много гостей!
Эту тему изучал параллельный класс, проводили урок в нашем кабинете, дети с удовольствием знакомились с новым материалом.
Первый класс изучал тему: «На что похожа Земля», дети ушли с нашего кабинета в полном восторге.