Автор: Шориков Андрей.
В данной статье я хочу остановиться на некоторых особенностях образовательной дополненной реальности, которые учителя относят к «недостатку» или «несовершенству» или «недоработке».
Первый и самый «популярный»:
Какой смысл в том, что в версии ActiveMode образовательной дополненной реальности ребёнок (ученик) видит себя на экране совместно с объектами?
Вот такой вопрос первым встречает нас при демонстрациях.
У нас, у разработчиков, это не вызывает какой-то дискомфорт, может потому что мы люди специфической профессии и, наверное, склада ума, но «сразу в кровь впиталось ощущение», что в этом, просто по собственным ощущениям, есть какая-то «труднопонимаемая, труднообъяснимая положительная аура». Но попробуем во всём разобраться по порядку.
Этот вопрос возникает не сам по себе, а, как правило, в связке с несколькими аргументациями: Дети видят себя на экране, начинают «баловаться», «обезьянничать», «строить рожки» и т.д. Это их отвлекает, мешает сосредоточиться на содержательной сути объясняемого и демонстрируемого материала.
Для того чтобы глубоко и научно ответить, что в таком представлении материала есть ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ИЗЮМИНКА и НЕОРДИНАРНОСТЬ, необходимо больше времени использования ОДР, наблюдений, работы психологов. Т.к. это находится в области «психологии познания и восприятия мира и себя в нём» и требует широты профессиональных знаний. Мы же в данный момент имеем только «полевые наблюдения», «логические умозаключения», «собственное ощущение», «интуицию».
Постараюсь тезисно ответить «какой смысл?…»:
1. Эффект ЗЕРКАЛА
Этот эффект подробно исследован. Не буду на нём останавливаться подробно. Но вы обратитесь к себе и постарайтесь разобраться в тех ощущениях, когда вы смотрите в зеркало: в 7 лет; в 14 лет; в 20 лет; в 30 лет; в 45 лет; в 55 лет… не находите разницу?
Так вот, для детей, ЗЕРКАЛО – радость, положительные эмоции, раскрепощенность, концентрация на себе и своём месте, роли в окружающем мире. Артисты, давно уже используют приёмы отработки роли перед зеркалом не только для того, чтобы отрабатывать мимику, движения, но в первую очередь увидеть себя со стороны.
Обратите внимание на реакцию людей, когда на спортивных соревнованиях их вдруг показывают на большом экране… Взрыв положительных эмоций… А что касается детей… так в схожей ситуации в классе такие эмоции – это только поднимает интерес с учёбе, работе в классе.
А когда вы вдруг видите своё отражение в витрине или зеркале… разве вам не хочется «подтянуться», «поправить причёску», «собраться», «стать моложе и привлекательнее»? Т.е. СТАТЬ ЛУЧШЕ…
2. Эффект МАТЕРИАЛИЗАЦИИ
Если у вас будет возможность, обратите внимание на то, как дети воспринимают изучаемый предмет в случае:
- когда вы о нём «рассказываете и пытаетесь описать словами»;
- когда вы его «показываете на картинке в одном ракурсе, плоским, с бесформенным цветом»;
- когда вы его «показываете в видеофрагменте»;
- когда вы его «даёте потрогать руками, покрутить, почувствовать его твёрдость и вес»;
- когда вы его «словно фокусник материализуете в интерьере класса».
Конечно, потрогав и ощутив предмет, ребёнок быстрее и полнее понимает его сущность, но всегда ли у вас есть возможность это сделать? А вот что показывал «учитель-фокусник» на уроке дети точно запомнят на всю жизнь.
3. Эффект НЕПОНЯТНОСТИ
Дети, придя в школу, уже прекрасно представляют что такое картинки, мультики (видео), слушают музыку – и всё, что пытаются представить этими средствами, вызывает и имеет ослабленный интерес.
Когда же у ученика появляется возможность знакомиться с предметом с помощью технологии дополненной реальности – это ему НЕ ПОНЯТНО КАК ДЕЛАЕТСЯ… уже это заставляет мозг «вспомнить навыки познания мира», которые были задействованы в младенчестве – при первом знакомстве с миром!
4. Приём МОЖЕШЬ И ТАК
В образовательной дополненной реальности есть возможность демонстрации без запуска визуализатора.
Используйте только работу режима «предварительного просмотра» в библиотеке. Т.е. обычный демонстрационный режим и управление объектом.
Второй по популярности вопрос:
А зачем ещё эта дополненная реальность, когда учитель уже уверенно использует в своей практике: картинки, видео, включает аудиофайлы, компас 3D или библиотеку 3D объектов на диске.
Дополненная реальность, на сегодня - это высшего порядка средство визуализации.
Эта технология, с применением в промышленности, военным деле – считается признаком (элементом) ШЕСТОГО технологического уклада. Для сравнения: Российская экономика относится на 35% к ТРЕТЬЕМУ и на 62% к ЧЕТВЁРТОМУ технологическому укладам.
Конечно, любое из средств визуализации обладает свойствами: «границы возможностей» и «достаточности».
Как говорится «зачем городить огород», когда задача выполнима простыми средствами. Это прекрасно! И используйте то, что наиболее подходит в конкретном случае.
Образовательная дополненная реальность – это новое средство и новые возможности:
- по курсу учебной программы – иметь готовые 3D объекты, которыми можно управлять, модифицировать, делить и т.д.;
- демонстрация трехмерного пространства или части пространства;
- демонстрация трёхмерных миров;
- многократное повторение и демонстрация «взаимодействия веществ»;
- многократное повторение экспериментов.
Задумайтесь над вопросами:
- что вы при демонстрации картинки можете сделать?
- чтобы показать видео фрагмент, что вам необходимо проделать?
- а если надо использовать аудио фрагмент?
- а продемонстрировать 3D модель устройства, чертежа и т.д.
- а если всё это надо показывать одновременно и вместе?
Задумайтесь над вопросами:
- как продемонстрировать любовь к животным?
- как продемонстрировать любовь к маме?
- как рассказать и показать «что такое осень?»
- как продемонстрировать возможные последствия при нарушении правил дорожного движения?
- как показать Солнечную систему в классе?
- как показать атмосферу Земли, чтобы люди увидели её хрупкость и маленький размер?
- как…как... и подобных вопросов много и которые в современном мире детям необходимо показать и объяснить.
А средства дополненной реальности уже сегодня позволяют это сделать.
Третий вопрос:
Во многих школах сейчас есть интерактивные доски, и есть ли возможность интерактивного взаимодействия в дополненной реальности?
В самой технологии такое интерактивное взаимодействие только разрабатывается, и оно будет уже на порядок выше, привычного нам, тактильного способа взаимодействия.
Версия ActiveMode пока обладает демонстрационными свойствами.
Некоторые объекты ОДР в данной версии будут иметь возможности интерактивности, но в основном, интерактивность будет реализовываться в других версиях.
В заключение хочу сказать:
Понаблюдайте за детьми, за этой детской непосредственностью, это легкая беззаботность и страсть к исследованию и любопытству. Их вовлеченность в процесс и наслаждение им.
Как дети познают мир? Они его исследуют, они каждый раз открывают для себя его по-новому. Они наслаждаются красотой, они не думают, а просто принимают то, что есть. Их ум еще не заполнен информационной грязью, ограничениями, навязанными рамками. Их сознание чистое, открытое и доброе ко всему, что происходит вокруг, ко всему что случается.
Задача – остановиться на мгновение, отбросить все идеи и мысли. Насладиться этим мгновением, стать немножко любопытным и превратиться в исследователя себя и своего мира. Порадоваться тому, что есть сейчас, тому, что снова сегодня проснулись и увидели этот свет, этот мир.