Шориков Андрей (директор ООО "Портал Хабаровск")

«Приглашаем идти вместе в будущее...»

Педагогика будущего — это эксперименты, дорога проб и ошибок. Готовых рецептов нет ни у кого.

Психологический портрет ребёнка на основании анализа восприятия образа, созданного сценарием дополненной реальности.

- Никто не знает, что мой дом летает...
 
Мы выложили сценарий, который забрал у нас много сил, но и стал толчком для оценки новых возможностей технологии Образовательной дополненной реальности. Мы заметили, что восприятие сценария определяет отношение к себе и другим людям, диктует определенные поступки и поведение в целом.
 
Сценарий «Дюймовочка»: 
Земля летала
По законам тела,
Дюймовочка летала,
Как хотела.
 
Считается, что та или иная сказка не случайно произвела на ребенка сильное впечатление, возможно, имела место идентификация с её героем из-за совпадения сюжета и  жизненных обстоятельств. И, обнаружив потом эту сценарную сказку, можно определить, по какой программе живет взрослый человек, исследовать его семейный, сексуальный, профессиональный сценарий.
 
Таким образом, сценарный анализ - один из способов, помогающих учителю посмотреть на своих детей со стороны.
 
Дальше каждый решает сам - нужно ему что-то менять или нет…
Как это выглядит?

Возьмем сказку Х-К. Андерсена «Дюймовочка» и сценарий ОДР по мотивам этой сказки. Почему именно эту сказку? Потому что сказочная героиня демонстрирует один из самых распространенных в настоящее время поведение девушек: череда непостоянных или недоступных возлюбленных в вечном поиске то ли себя, то ли своего Принца.
Итак, попробуем представить, что героиня сказки – ваша ученица, которая рядом с вами… и на неё произвело сильное впечатление участие в сценарии ОДР «Дюймовочка». 
 
Мы обратились к характеристике девочек, которым особенно понравилась эта сказка, психолога Уласевич Тину Васильевну. И попробовали найти возможные аналогии с героиней сказки…..

Мы даём вам инструмент и обоснование, используйте сценарий, попробуйте рассказать вместе с детьми сказку и понаблюдайте за ними…
 
Краткая характеристика героини нашего наблюдения  
Чаще всего, Дюймовочку трудно с кем-либо спутать. Это — миниатюрная (вне зависимости от габаритов) женщина-ребенок, которую всегда хочется опекать и защищать. Она склонна одеваться в стиле, который условно можно назвать стилем «взрослеющей девочки».

Но, не думайте, что для того, чтобы быть Дюймовочкой, обязательно надо одеваться в детском отделе. Дюймовочку отличает не маленький рост, а склонность к переменам, скитаниям и прочим душевным метаниям. Эта девочка (девушка) никогда не знает точно, чего она хочет и живёт по воле обстоятельств. Единственное, что она может сказать, так это то, что она не хочет того, что есть у неё в данный момент. Дело в том, что она, как известно из сюжета, поглощена постоянными поисками самой себя, но найти никак не может.
 
Дюймовочки наивны и простоваты. Постоянно находятся в поиске авторитетов, так как по своей натуре — не лидеры, а ведомые.
 
Им нужно, чтобы их постоянно кто-то направлял. Они  нуждаются в защите. В муже, любовнике, начальнике, а зачастую в любом человеке старше и сильнее себя, они склонны видеть опору. Чрезвычайно внимательные к людям, они постоянно ожидают такого же внимания к себе. Не требуют, а именно ожидают, так как они вообще не в состоянии чего-либо требовать.

У Дюймовочек не развиты социальные навыки. Им трудно заставить себя сказать "нет", они готова подчиняться воле других - будь то начальство или просто настойчивые представители из ближайшего окружения.

Они легко приспосабливаются к желаниям других людей, часто бессознательно стараются стать такими, какими их хотят видеть окружающие (прежде всего родители и мужчины). Они чувствуют зависимость от щедрости и расположения более сильных и авторитетных людей. Поэтому пытаются заслужить их благодарность.

Дюймовочки вечно сомневаются в правильности своих решений, ждут «подсказок от старших» и живут в ожидании чуда, которое внезапно обрушится на них и изменит их жизнь.

Столкнувшись с суровой действительностью, Дюймовочки часто впадают в депрессию. Как только реальный мир кажется слишком сложным или требовательным, они отступают в привычный внутренний мир фантазии.

Дюймовочки сентиментальны, сострадают птичкам, но совершенно пассивны - их, то и дело, уносит ветром или течением, в крайнем случае, их «умыкают» более активные персонажи. Они довольствуются малым, едят без аппетита и ждут, пока кто-нибудь окажется ласточкой и переместит их прямо в объятия Эльфа.
 
Отношения её с родителями
Помните, как начинается сказка?
«Жила на свете одна женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит:
- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..
- Чего же проще! - ответила колдунья. - Вот тебе ячменное зерно. Это зерно не простое, не из тех, что зреют у вас на полях и родятся птице на корм. Возьми-ка его да посади в цветочный горшок. Увидишь, что будет.
- Спасибо тебе! - сказала женщина и дала колдунье двенадцать медяков.
Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.
Только она его полила, зернышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился.
- Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому её так и прозвали - Дюймовочка…»
 
Отношения с матерью.
    Дюймовочка была долгожданным и любимым ребенком. Однако, воспитанная матерью-одиночкой, она с самого начала знала, что женская судьба родительницы не задалась (для рождения дочки той пришлось даже прибегнуть к искусственному зачатию в цветочном горшке – «ЭКО»?).
С одной стороны, цветок, в котором родилась Дюймовочка – символ материнской любви, заботы, подчинения своей жизни развитию и счастью другого существа. А с другой – мама, вроде ребеночка ждала, а вот имя так и не придумала, только прозвище в соответствие с размером дала (Дюймовочка – дюйм).
 
Похоже, мама дочку всерьез не воспринимала, растила её в игрушечном, ненастоящем мире.
 
Может и Дюймовочка для неё своего рода игрушка: нарядить, показать, а подлинной заботы о ребенке - нет? Оставить скорлупу ореха, в которой спала Дюймовочка, на подоконнике…да, поистине «материнская» забота…А может просто пришла пора сепарироваться от доброй матери и повзрослеть?

Отношения с отцом.
Нет никаких отношений, потому что папы у Дюймовочки нет. Следовательно, нет и образа мужчины рядом с женщиной. Отец является первой маскулинной фигурой в жизни девочки, служит примером формирования свободных и безопасных отношений с противоположным полом. Так как он является «Другим», т.е. отличающимся и от неё, и от её матери, он также формирует её уникальность и индивидуальность. Одна из многих ролей отца – помочь дочери совершить переход из защищенной домашней материнской сферы во внешний мир, справиться с конфликтами, которые возникают в жизни каждого человека. Традиционно отец также определяет жизненные ориентиры для своей дочери. Он создаёт модель ответственности, умения принимать решения, объективности, порядка и дисциплины. Когда дочь становится достаточно взрослой, отец отступает назад, чтобы она могла интериоризировать эти идеалы и актуализировать их у себя внутри.
 
Если у дочери не было отношений с отцом, на что ей опираться в своем представлении об отношениях мужчины и женщины?
 
Скорее всего, она будет ориентироваться на то, что слышит от матери, а также на свои фантазии, которые начинают развиваться в отсутствие реальности. В сказке ничего не сказано о мнении матери Дюймовочки по поводу мужчин, но в жизни мать-одиночка часто переполнена горечью, цинизмом и раздражением…В таком случае у дочери может сформироваться отрицательное отношение к мужчинам (семейный сценарий), либо, компенсаторное, идеалистическое отношение (антисценарий), когда девушка уходит в мир своих фантазий, живет мистической верой в Принца.

В итоге, отсутствие отцовской фигуры сделало нашу героиню совершенно беспомощной в отношениях с мужчинами, неспособной самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Возможно, поэтому, она проходит такой непростой путь, ей встречаются такие разные партнеры. Только на личном опыте она может понять, что такое «хорошо», а что такое «плохо» в отношениях с мужчиной. Только так она может осознать чего хочет от жизни.

Отношения с окружающими 
С самого детства Дюймовочке суждено играть роль незаметного и слабого существа. Это кроткое, безобидное на первый взгляд, создание, которое ни за что ни про что подвергается репрессиям со всех сторон. Это у неё нелады с одноклассниками и учителями, это против неё интригуют соседские девчонки, это её обошли на конкурсе, и ни за что уволили с работы…

У окружающих (как у мужчин, так и у женщин) часто возникает желание её пожалеть.

И хотя её слабость и беспомощность обычно раздражают энергичных подруг - они честно опекают её и пытаются пристроить. В первый момент все проникаются сочувствием к этому хрупкому гонимому созданию. Они отпаивают её чаем, слушают её горести и предлагают помощь. Но проходит месяц-другой, и ситуация не меняется, на новом месте у Дюймовочки те же проблемы. То ли она как магнит притягивает к себе неприятности, то ли часть их – плод её бурного воображения.
На самом деле, верно и то и другое. Дюймовочки действительно довольно часто раздражают окружающих – неумеренной эмоциональностью и хандрой, рассказом о своих бедствиях и нежеланием учиться на своих ошибках. Они не только доверчивы, но и слышит только то, что им хочется. Поэтому на работе обычное «молодец» будет сразу рассматриваться как «вот-вот повысят зарплату» (а потом будут слезы, потому что, размечтавшись, Дюймовочка потратила деньги в надежде на повышение, а его не случилось – интриги!)
 
Дюймовочку часто «спасают» более сильные персонажи, но бескорыстно ей помогают только такие же, как она, маленькие и беспомощные существа.
 
А вот в отношениях с теми, кто сильнее, всегда есть обмен.
Жабий сын мечтает, чтобы его оставили в покое, а мама-жаба наконец перестала спрашивать, когда же он наконец женится и народит ей чудесных внучат-жабенят.
Майский жук желает, чтобы рядом с ним была такая подруга, какой ни у кого нет и которой можно хвастать, но в рамках приличий, чтобы её необычность была одобрена в его кругу.
Мышь, у которой Дюймовочка проводит холодную зиму, требует развлекать её сказками и работать по дому.
Крот хочет слышать нежный голосок, но чтобы его обладательница не имела своего мнения, а полностью разделяла все убеждения мужа.
Ласточка уносит Дюймовочку в теплые края в благодарность за спасение.
Только Эльф ценит её такой, какая она есть. Но, ведь и Дюймовочка к концу сказки изменится.
 
Отношения с противоположным полом 
Дюймовочка прехорошенькая и нравится почти всем. Её широко открытые, удивленно смотрящие в мир глаза, делают из любого мужчины Дон Кихота, которому для совершения подвига в её честь не хватает только ветряных мельниц. Про таких говорят: «Не от мира сего». Обычно у таких женщин спрашивают: «Откуда ты такая взялась?» Это логический вопрос, так как, понаблюдав за её поведением, можно заметить, что она очень инфантильна.

Это не может не привлечь к ней потенциальных женихов, которым нравится её послушание и безропотность.
Однако ей катастрофически не везет на кавалеров…
В её планы не входит повторить печальную судьбу матери, она хочет семейного тепла и домашнего уюта. Но часто те, кого она встречает на своем жизненном пути, не считаются с её желаниями (она и сама их плохо осознает) и манипулируют ею.
 
 Сексуальный сценарий. 
Дюймовочка в сказке совершенно асексуальна, она – девочка, инфантильная и хрупкая. Не доросла она в своем игрушечном мире до женщины, со своими желаниями, и пониманием, чего она хочет от отношений. О сексуальном воспитании говорить не приходится. Все плотские моменты в сказке опущены: создается впечатление, что её мать ничего не знала, о том, откуда обычно берутся дети, ведь малышка появилась из цветка. Объяснение родителей из серии бесполых мифов о рождении: «Откуда я появился?» - «В капусте нашли». Мать лишь любовалась дочерью, как миниатюрной безделицей, и не могла передать ей опыт общения с мужчинами.

Поэтому, героиня так и не избавилась от робости и застенчивости, а вот печального опыта у неё хоть отбавляй. Так что, если вы мужчина, возьмите инициативу в свои крепкие мужские руки и покажите ей любовь. Иначе вы рискуете никогда не получить от неё ничего, что можно было бы хотя бы с натяжкой назвать страстной ночью, а себе заодно заработать пару комплексов.  Забудьте о… спонтанном сексе, садо-мазо, оргиях и т.п. Терпения, нежности и душевного тепла – вот чего они хотят. Пригласите Дюймовочку на дачу. Зажгите камин (или на худой конец, печку-буржуйку), сварите глинтвейн, заверните её в плед – и вот она уже забыла о страшных кротовьих норах и странных лягушках, которых она перевидала немало за свою короткую и бестолковую жизнь.

После совместно проведенной  ночи: либо быстро сматывайте удочки, чтобы больше никогда не видеть этого молчаливого укора в её глазах, либо делайте предложение и все будет хорошо - она будет верной и тихой женой. Если вы, конечно, этого захотите. И если она признает вас своим Принцем.
 
Семейный сценарий 
Дюймовочки – хорошие девочки, которые хотят получить лучшее, но по дороге к этому вполне согласны на промежуточные варианты, и не мстят своим партнерам за несовершенство. Если вы подходящий для них партнер, они тихо входят в вашу жизнь и не уходят, пока их не попросят. Ласточка – отдыхает.
 
Муж для Дюймовочки – опора и защита.
 
Поэтому, стоит прикинуть свои возможности - нахождение рядом с тихой, робкой особой требует от партнера постоянных усилий на ниве жизнеустройства. Мужчине достанется бремя всех решений, а пока он будет готовить согревающий компресс для её озябших ножек, заглядываться Дюймовочка все равно будет на какого-нибудь сладкоголосого эльфа в телевизоре.

В семейной обстановке Дюймовочка остается верна себе. Для мужа — это еще один ребенок, для дочери — подружка, для сына — идеал будущего выбора.
 
Профессиональный сценарий. 
Дюймовочка часто старается пойти работать туда, где уже работают её друзья или родственники. Она хорошо справляется с работой, которая не требует инициативы, упорства или сосредоточенности. Обычно у неё недостаточно сил и нет стимула для активной трудовой деятельности. Она предпочитает однообразную работу с приятным окружением.
Наиболее подходящие профессии для Дюймовочки — это те, где не надо никем руководить. Это может быть косметолог, переводчик, писатель и т.д.
 
В сухом остатке 
Путь Дюймовочки – это, прежде всего, развитие женских качеств и способность правильно выбрать себе спутника жизни. Дорога от зависимости к свободе.
Судьбу Дюймовочки двигают вперед сменяющие друг друга романы, которые всякий раз кончаются разочарованием, слезами и чудесным спасением. С каждым повтором жизненного сюжета девочка взрослеет, меняется и, в конце концов, обретает себя и среди жаб, кротов и жуков всё-таки находит своего единственного Принца, соразмерного супруга.

Негативный аспект образа: Дюймовочка – символ человека, пассивно плывущего по течению жизни.

Позитивный аспект образа: Дюймовочка – символ избавления от ненужных влияний.
 
Когда полностью отдаешь ответственность за свою жизнь кому-то другому, есть вероятность, что он сделает её такой, какой он хочет, а не такой как хотелось бы вам…
 
6Мне нравится
Поделиться:

Отзывы (8)   Оставить отзыв