Исавнина Евгения, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 п. Ванино

«Познай себя - это интересно! Прояви себя - это реально!»

Хочу поделиться я всем, что имею. Что нравится мне, что люблю, что умею. Надеюсь, Вам в работе поможет мой блог и мой сайт (isavnina.ucoz.ru). Смелей заходите, я рада гостям! Давайте дружить, давайте общаться, давайте не будем в себе замыкаться!

Развитие креативного мышления младшего школьника в процессе работы над загадками

Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной мудрости
и  загадка - одна из её ярчайших жемчужин.

Загадки – неотъемлемая часть детства. Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать.

Задание, требующее придумать загадку, у ребят моего класса  вызывает затруднение. Этому нужно учить, а такая творческая работа учит ребенка говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Загадка учит думать и анализировать. При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству.
 
Для достижения результата детям необходимо  выполнить ряд шагов:

 1 шаг: Узнать или вспомнить что такое загадка, какие бывают загадки.
 2 шаг: Составить алгоритм сочинения загадки или использовать готовый.
 3 шаг: Сочинить загадки, разнообразные по тематике и структуре.
 4 шаг: Записать и  оформить   загадки в тетрадях для творческих работ.
 5 шаг: Презентация авторских загадок.
 
Практическая творческая часть  (коллективная)
 
Модель ОДР Компсогнат (код ШНЛ-06-01).


 

Алгоритм составления загадки:
1) выбрать объект (динозавр)
2) заполнить левую часть таблицы, ответить на вопрос «Какой?» (динозавр какой? –  огромный, опасный, страшный, зеленый  и т.д.)
3) заполнить правую часть таблицы «Что бывает таким? (Огромным может быть великан, опасным может быть лев,  страшным можно назвать привидение, зеленым  может быть огурец ….).
4) вставить слова – связки «…но не».
5) прочитать готовую загадку по таблице
 
Какой? Что бывает таким?
Огромный великан
Опасный лев
Страшный привидение
Зеленый огурец
 
Загадка: Огромный, но не великан,
                Опасный, но не лев,
                Страшный, но не привидение,
               Зеленый, но не огурец.
 
После того, как дети составили загадку о динозавре, они узнали информацию о компсогнате и были крайне удивлены, что этого динозавра нельзя назвать великаном.
 
Модель ОДР Волчок (код  ШНЛ-10-01)
 

 

 
Что делает? Что (кто) делает так же?
Крутится на одной ножке балерина
Гудит машина
Радует детей  клоун
 
Загадка: Крутится на одной ножке, а не балерина,
                Гудит, а не машина,
                Радует детей, а не клоун. 
 
Модель Дальневосточная черепаха. (код  ЗОО-07-02)
 
 
На что похожа? Чем отличается?
Тарелка живая
Улитка с лапками
 

Загадка:  Как тарелка, но живая,
                  Как улитка, но с лапками.
 
Практическая творческая часть (работа в парах, группах)
 
 
Коллективное обсуждение и  последующее составление загадок развивает речь и способствует формированию навыков общения. Сочиненные загадки отражают внутренний мир ученика. А ещё загадки развивают чувство юмора и память.  


 
5Мне нравится
Поделиться:

Отзывы  Оставить отзыв