Как только ребенок удивляется, сразу включается процесс познания! Для процесса познания, как нельзя лучше подходит технология Дополненной реальности. Похоже, что уже через несколько лет визуальное и интерактивное представление информации станет нормой для мобильных устройств. И образование должно успевать за современными технологиями.
Технология образовательной дополненной реальности в проектной деятельности учеников.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Младший школьный возраст - самый благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Ребёнок любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!
В настоящее время к современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное.
Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт - это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий.
Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Этапы проекта:
1. Выбор темы и целей.
Начиная работу над проектом, детям предлагается найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Определение проблемы подскажет, как сформулировать тему исследования. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность её решить.
Затем ставится цель проекта. Определить цель исследования – это ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
2. Определив цель, предлагается один или несколько способов её достижения, ответить на вопрос «Каким образом?», создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.
3. Планирование проектной деятельности.
Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят сбор информации
(анализ предметной и дополнительной литературы, использование коммуникативных источников, посещение музеев, выставок, библиотек), оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации.
Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
4. Непосредственная реализация проекта.
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.
Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
5. Представление проекта.
Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности применять Дополненную реальность. Объекты Дополненной реальности демонстрируются на большом экране в сопровождении автора. Повышается эффективность учебного процесса. Восприятие учащихся активизируется за счёт использования зрения и слуха, объекты Дополненной реальности выступают активными участниками защиты проекта.
6. Оценка и самооценка проекта.
После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки.
Работая над проектом, ученики узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.