ООО "Портал Хабаровск"«От Знания к Воображению, от Воображения к Открытию.»
Альберт Энштейн как-то сказал: "В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир ... ". Сегодня мы можем добавить, наличие знания позволяет воображать, а вместе с технологиями раздвигает границы до бесконечности, до двери к открытию.
Видя, как сложно приживается новое в современной школе, решил сесть и спокойно поразмыслить о том, что происходит в образовании.
Автор: Михаил К.
С 2007 года в разной степени участия я сталкивался со школами и внедрением чего-то нового и не только в нашем крае, но и ещё в 6 субъектах РФ и должен сказать, что одинаковая нынешняя плачевная ситуация везде. Встречался с учителями, с которыми познакомился 7 лет назад и видел, как они изменились… как устали…, как исчез в их глазах огонёк…
Попробовал составить портрет своих впечатлений об учителе…
Учительский корпус почти исчерпал все свои резервы. Где не выступаешь или проводишь занятия, приходят уставшие женщины 45–50 лет. У большинства нагрузка 24 часа в неделю, у многих больше 30 уроков в неделю, то есть у них 10–11-часовой рабочий день (с учетом проверки тетрадок, подготовки, заполнения журналов и прочего). В таких условиях человек из года в год мобилизован на все сто, работа пожирает всё его время, начальство наседает, часто не всё в порядке в семье.
Это и есть усреднённый учительский портрет: пожилая, измотанная, часто неудовлетворённая своей работой женщина. Поэтому любые нововведения в образовании упираются в то, что у конкретных людей, которые их должны реализовывать, нет на это ресурса — ни психологического, ни образовательного, ни, я бы сказал, физиологического. Когда ты смотришь, как приходят учителя в школу или собираются на лекцию, как многие тяжело поднимаются по лестнице, как никто не улыбается, то хочется всех отправить в санаторий.
Требование времени и почва для этого…
Когда мы что-то разрабатываем или внедряем для системы образования, то считаем, что система образования - сложно устроенный механизм, из которого можно удалить какие-то части, другие заменить на новые, какие-то блоки объединить и т.д. Но в этом механизме, оказывается, есть просто живые люди, со своими привычками, со своим характером, своими взглядами на жизнь, которые они просто физиологически не могут изменить под какую-то новую программу или новую разработку. Поэтому школа - скорее, сад. В нем можно сажать что-то новое, можно что-то прививать к старому корню, в нем нужно терпеливо поддерживать всё живое, долго наблюдать и ждать результатов.
Новое для школы, имеет ли шанс прижиться?...
Каждый ли человек талантлив? Каждый ли человек способен осваивать не только то, что ему предлагают, но и больше этого? Нет. Посмотрите на выпускников: средний результат ЕГЭ из 1000 сдающих 3-4 получают 100 баллов. И это при том, что вопросы ЕГЭ практически взяты из материала учебников. Средний балл 56%. Это можно смело препарировать на систему образования: из 1000 школ только 3 или 4 готовы «активно плыть по течению и требованиям времени».
Сейчас на учителя сыпется столько разных «новых идей», что он уже просто отмахивается от них, как от назойливых мух. Ему хочется, что бы его хотя бы на 1 год оставили без этих новых штучек и дали возможность привычно ходить на работу, желательно бы видеть одних и тех же детей из года в год, уходить домой после занятий и не быть вовлечённым во всякие «государственные заморочки и политику». Чутьё на «истинно полезное» у него атрофировано.
Директора школ – это рыба без головы…
Директор школы сегодня - это «расстрельная» работа. Он крайний и для родителей, и для управлений образования, и для учителя. Насколько я могу судить, такой незащищенности директорского корпуса раньше не было.
На бумаге закона оказалось просто переложить ответственность за состояние образования на муниципальный уровень. И я считаю, что это правильно. Но сама система не изменилась, обязанности дали, а прав нет. В такой ситуации школа оказалась богатой, но только на бумаге.
Управления образования - учредители и руководители ли?…
Лет тридцать назад ситуация была намного проще, потому что школа была гораздо более закрытой. Начальство говорило: вот вам программы, закажите учебники, работайте. Время от времени оно приезжало в школу, и это были какие-то плановые встречи, семинары, к ним готовились, часто это было по-советски показушно, иногда хорошо и полезно, но жизнь в школе зависела от коллектива, а не от начальства. А теперь в силу электронного оборота, ускорившейся жизни, постоянных перемен такое ощущение, что школа — это система, зависящая от каких-то анонимных сил. Кто-то чего-то решил, кто-то прислал бумагу, что надо срочно сделать что-то неожиданное. Эта постоянная ситуация потока перемен «разной степени тяжести» держит учителя, но особенно завуча и директора в постоянном напряжении: не упустил ли чего-нибудь, не поменяли ли снова какие-нибудь правила?
У меня такое чувство, что учитель и начальство над ним — это люди не одной команды, делающие одно дело. Похоже, что и у начальства нет такого чувства. Нынешнее образовательное начальство — это люди деловые, энергичные, люди, повидавшие мир и хорошо знакомые с образованием в других странах. И когда они со своими новыми, часто заёмными идеями обращаются к «учительской массе», то картина похожа на общение барина с недоверчивым крестьянином. Начальство-барин говорит новые и интересные слова: «компетенции», «индивидуальные образовательные траектории», «инновации», «деятельностный подход»… А учителя слушают и про себя думают: и чем всё это нам грозит? Начальство, видя, что многое неладно в современной школе, призывает к решительным переменам, красиво задуманным в высоких кабинетах, и чувствует в ответ тихое сопротивление и саботаж. Причины такого саботажа понятны: пожилой возраст и измотанность учительского корпуса, а также множество предлагаемых идей.
Потеря смысла…
Учительство — это ремесло. Учитель по многолетнему опыту знает, что никакие общие теоретические вещи универсально не работают, что всегда в работе нужно примериваться к обстоятельствам (конкретному классу, интеллектуальному и эмоциональному состоянию сегодняшнего ученика, дня и т.д.). Поэтому учитель, как правило, глух к педагогическим теориям, его интересуют конкретные педагогические практики. Покажи ему успешную практику, и он с готовностью начнет её применять. Где мастеровитый приём — там искренний интерес и эмоциональный подъём, где общие соображения — там в глазах вежливая скука.
Кончилась эпоха индустриализации и покорения природы с лозунгом «Знание — сила». Началась неопределенная эпоха, где публично говорят про потребление, а не про производство, где якобы «знание» в виде «информации» стало общедоступным на любом электронном носителе. А школа с её программами, учебниками, стилем и формами работы осталась прежней. И не знает сама, почему и зачем она такая же, какая была, только чувствует, что какой-то смысл во всем этом есть, но уж больно невыразимый.
И вот мы имеем учителя, который мало того что замучен сверхурочной работой и десятилетней эпохой образовательных реформ с не очень понятными ему целями, так ещё и сам он не очень понимает, зачем он учит тому, чему он учит.
И в заключение на ум приходят слова из песни В.Высоцкого:
Что за дом притих,
Погружён во мрак,
На семи лихих
Продувных ветрах,
Всеми окнами
Обратясь в овраг,
А воротами -
На проезжий тракт?
Ох, устал я, устал, - а лошадок распряг.
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!
Никого, - только тень промелькнула в сенях,
Да стервятник спустился и сузил круги.
В дом заходишь как
Все равно в кабак,
А народишко -
Каждый третий - враг.
Своротят скулу,
Гость непрошенный!
Образа в углу -
И те перекошены.
"Кто ответит мне -
Что за дом такой,
Почему - во тьме,
Как барак чумной?
Свет лампад погас,
Воздух вылился...
Али жить у вас
Разучилися?
Двери настежь у вас, а душа взаперти.
"Я коней заморил, - от волков ускакал.
Укажите мне край, где светло от лампад.
Укажите мне место, какое искал, -
Где поют, а не стонут, где пол не покат".
"О таких домах
Не слыхали мы,
Долго жить впотьмах
Привыкали мы.
Испокону мы -
В зле да шёпоте,
Под иконами
В чёрной копоти".
И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и - как люди живут.
...Сколько кануло, сколько схлынуло!
Жизнь кидала меня - не докинула.
Может, спел про вас неумело я,
Очи черные, скатерть белая?!
Поделиться: