Если вы окажитесь на улице, что именно и в первую очередь привлечёт ваше внимание? Распустившиеся на окнах домашние цветы или на удивление светлые одежды прохожих? А может, лучи солнца и порыв ветра, спутавший ваши волосы и взметнувший полы вашей одежды? Может, ваше внимание привлечет своеобразный вой полицейской машины или шум машин?
Уверяю вас, вы не случайно выбрали объектом вашего внимания прежде всего яркие зрительный образ, физические ощущения или звук об опасности. В нашей жизни мы естественно используем для познания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаем предпочтение одним, а не другим. Эта врожденная способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать - зрительный, слуховой или осязательный - и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врожденного приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.
Значительная часть нашего потенциала, определяющего наши последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, в также отсутствия интереса ко многим школьным предметам, вполне обосновано предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьезные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого чуть ли ни автоматом в самые престижные университеты, которые так и смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей есть возможность избавить свое чадо от столь печальной судьбы.
На протяжении нашей жизни мы познаем окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию - глазами, ушами или посредством осязания.
Для описания способов познания детьми используют такие термины, как "зритель", "слушатель" и "деятель".
Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками - теми, что позволяют нам направлять, визуализировать, произносить, запоминать и воспроизводить получаемую информацию, - и успешной учебой ребенка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребенка более счастливой и цельной натурой.
И для их развития как никакая другая технология подходит
дополненная реальность.
Основные особенности "Зрителя"
Зрители познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как движение, цвет, форма и размеры.
Большинство зрителей обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения стремятся прежде всего рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем. Действительно, большинство зрителей выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например, мускулатуру пальцев.
Зрители-дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки- паззлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.
Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. Ну а в более старшем возрасте зрители-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят видео-игры.
Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, зрители легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку зрители, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.
Основные особенности "слушателя"
"Слушатели" познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, слушатели раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.
Слушателей-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания преподавателя. В более старшем возрасте они любят слушать музыкальные файлы и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры, например, "Мама, мама, можно мне?" или игры с отгадыванием слов. Они получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах.
Так как основное внимание слушателей приковано к языку, ни могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторным восприятием.
Основные особенности "деятеля"
"Деятели" познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры - плечей, рук, ног, стопы и пр.
Большинство деятелей-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат, тискают, подбрасывают…. Деятели раньше, чем другие дети начинают ползать, а потом и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.
Основные проблемы, с которыми "деятели" сталкиваются - это неспособность на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль - активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные "деятели" неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В то же время, их темперамент, обуславливает такие их черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного удовлетворения желаний не готовы бороться с трудностями. "Деятели" эмоционально неустойчивы - гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой.
"Деятели" постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом, например, играют в футбол, плавают, ходят в походы, ухаживают за животными. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.
Потребность в новых впечатлениях – одна из важнейших потребностей ребенка младшего возраста, так как по мере роста и развития малыша она преобразуется в познавательную потребность, становится основой учебной деятельности и способствует развитию других потребностей малыша.
Удовлетворение потребности в новых впечатлениях приводит к возникновению и развитию ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, которая также помогает ребенку познавать окружающий мир. Опыты и эксперименты способствуют более детальному и эффективному познанию ребенком окружающего мира в целом, познанию мира живой и неживой природы, установлению причинно-следственных связей. Накопление и обогащение опыта взаимодействия с окружающим миром способствует развитию и активизации познавательных интересов ребенка.
Деятельность экспериментирования, в отличие от любой другой, имеет свою значительную специфическую особенность. Она связана с неопределенностью цели деятельности, которая в ходе поиска проясняется и уточняется. Неустойчивость цели влияет на действия ребенка во время экспериментирования. Они становятся пробующими, предполагают готовность ребенка к любому, даже самому неожиданному результату. За счет этого повышается эффективность познания ребенком доступных ему предметов и явлений и экспериментирования становится достаточно эффективным средством обучения дошкольников.
Зарождающая в раннем детстве исследовательская деятельность может поначалу показаться просто бессмысленным взаимодействием ребенка с различными предметами. Однако, это не так. Подобное экспериментирование помогает ребенку осознать цвет, форму, назначение предметов, освоить сенсорные эталоны и простейшие орудийные действия. В процессе манипуляции с предметами и осознания сути собственных действий происходит познание ребенком окружающего мира и становление интеллектуальной культуры.
С самых первых дней жизни ребенок оказывается в окружении разнообразных явлений неживой природы (ветер и солнце, хруст снега и капли дождя), действует с объектами неживой природы (камни, песок, вода). Все это становится сферой жизнедеятельности ребенка, объектами не только игр, но и наблюдений. Данная особенность дошкольника дает возможности для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с явлениями окружающего мира.
Для всех этих детей, технология дополненной реальности, даёт шанс развиваться даже без особого участия учителя или родителей. Наши наблюдения позволяют рекомендовать - делать объекты или среду дополненной реальности повседневным фоном на перерывах или в часы развлечений.