Учебно-методическое обеспечение:
система развивающего обучения Л. В. Занкова. Учебник «Литературное чтение», В. Ю. Свиридова, 2 часть
Цель урока:
расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
Задачи:
Предметные:
- актуализировать уже известные знания учащихся о ВОВ на основе имеющихся представлений, сформировать новые знания ;
- определять основную мысль текста;
- совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения;
- определять отношения автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному.
Познавательные:
- Устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- Находить в тексте ответ на заданный вопрос.
Коммуникативные:
- Принимать роль в учебном сотрудничестве.
- Воспринимать другие мнения и позицию.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Принимать роль в учебном сотрудничестве.
Работа над стихотворением В. Берестова «Мир»
1) Работа в группе: решение кроссворда.
1. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
(Монолог)
2. Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
(Олицетворение)
3. Поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк.
(Рифма)
|
|
1 |
м |
о |
н |
о |
л |
о |
г |
|
|
|
|
2 |
о |
л |
и |
ц |
е |
т |
в |
о |
р |
е |
н |
и |
е |
|
|
3 |
р |
и |
ф |
м |
а |
|
|
|
|
|
|
·
Какое слово по вертикали прочитали в выделенных клетках.
Орфографическая минутка: монолог, олицетворение, рифма
2) Исследование значения слова МИР
Учитель: Ребята, а теперь произнесите слово МИР. Какие образы у вас возникли?
Продолжите фразу: « Я думаю, что мир - это _____________».
Учитель: За толкованием слова обратимся к словарю. (читаем значение слова из толкового словаря)
Учитель: А каким видит мир Валентин Дмитриевич Берестов вы узнаете, прочитав стихотворение «Мир». Но сначала несколько строк о поэте.
1 ученик: Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Стихи начал писать с детства. Война безжалостно вторгалась в жизнь каждой советской семьи, не обошла стороной и семью Берестова.
2 ученик: Победа далась страшной ценой. И юный Берестов, будучи патриотом своей страны, приближал час великой победы своими замечательными стихами. Как вы понимаете значение слова патриот? Посмотрите в толковом словаре.
Орфографическая минутка: патриот
3 ученик: В 1967 году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Весёлое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. В. Берестов умер 15 апреля 1998 года в Москве.
Выразительное чтение произведения учителем.
Учитель: О чём мечтает автор? Докажите это словами автора. Прочитайте так, чтобы мы смогли прочувствовать мечту автора.
Словарная работа («останется едва ли», «дети, знатоки былого», «играющие весело в войну», «припомнят это слово, С которым умирали в старину»)
Работа по совершенствованию навыка чтения стихотворения (определение места пауз, понижения и повышения голоса). Выразительное чтение.
Учитель: Какова главная мысль стихотворения? О чем мечтает поэт? (о мире)
Учитель: Мир – такое маленькое емкое слово, но сколько обстоятельств влияют на мир на нашей планете. От кого зависит мир на Земле? От вас зависит, каким достанется в наследство планета, мир, страна вашим детям и внукам. И как бы ни складывались обстоятельства в жизни человека, самым главным должны оставаться любовь к родителям, к Родине, к Отечеству.
Учитель: Ребята как вы думаете, а зачем нужно помнить о войне ведь это горе, слёзы, смерть (ответы детей)
Учитель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию учебника. Вы знаете это место? Что это за огонь? Кто знает, почему зажжён Вечный огонь? Почему его называют Вечным?
(Ответы детей).
Учитель: Дети. Горит Вечный огонь в память о воинах, героически павших на полях Великой Отечественной войны. Это место особо значимо для жителей нашей страны. Каждый год люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и вспомнить, какой ценой завоёвано наше спокойствие, счастье жить под мирным небом. Здесь всегда лежат свежие цветы. Вечный огонь горит днём и ночью. И стоят вокруг люди, сняв шапки. Здесь громко не говорят. Тут либо молчат, либо разговаривают совсем тихо. Так говорят, когда вспоминают что-то дорогое.
объект ОДР «Вечный огонь» - ожившая иллюстрация
Учитель: Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти народа. Это они не щадя жизни приближали победный май!
Кто сеет_______, пожнёт счастье.
______ строит, ________ разрушает.
Худой _______ лучше доброй брани.
Дружно за ______ стоять - _______ не бывать.