Шориков Андрей (директор ООО "Портал Хабаровск")

«Приглашаем идти вместе в будущее...»

Педагогика будущего — это эксперименты, дорога проб и ошибок. Готовых рецептов нет ни у кого.

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с помощью образовательной дополненной реальности.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Однако, как это делать, и с помощью каких инструментов, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
 
Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, «что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями».
 
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений: развитие универсальных учебных действий, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
 
К логическим универсальным действиям относятся:
 -   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
 -   синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
 -   выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
 -   подведение под понятие, выведение следствий;
 -   установление причинно-следственных связей;
 -   построение логической цепи рассуждений;
 -   доказательство;
 -   выдвижение гипотез и их обоснование.
 
Несмотря на то, что каждый учебный предмет имеет свои особенности, но приемы мышления, формируемые в процессе начального обучения, по существу, остаются одними и теми же: меняется лишь их сочетание, варьируются формы их применения, усложняется их содержание.
 
В начале обучения в школе у детей преобладающей формой мышления является наглядно-образное мышление, выполняющее на предшествующем генетическом этапе ведущую роль среди других форм интеллектуальной деятельности и достигшее более высокого уровня, чем другие формы. Способы его, связанные с наглядной опорой и практическими действиями, дают возможность познания объектов с их внешними свойствами и связями, не обеспечивая аналитического познания их внутренних отношений.
----------------------------------------
С развитием дополненной реальности,
появилась возможность оперировать
наглядным материалом высокого уровня. 
 ----------------------------------------
Для практической реализации и решения задач развития учитель использует картинки, реальные предметы или просто слова. С развитием дополненной реальности, появилась возможность оперировать наглядным материалом высокого уровня. 
Что мы под этим термином понимаем?
Изучая окружающий мир, мы оперируем понятиями: цвет, расстояние, размер и т.д. В оперировании наглядным материалом высокого уровня развития достигают операции сопоставления и противопоставления признаков, их абстрагирования и обобщения, включение и исключение понятий, классов. Например, наиболее доступными для учащихся 1-2 классов являются понятия пространственных отношений между предметами (выше-ниже, ближе-дальше и др.). В условиях класса воссоздать эти свойства очень трудно и требует большого фактического и наглядного материала, который надо приобретать, хранить, готовить к использованию. Использование же ОДР облегчает задачу и расширяет возможности своей вариативностью.
 
Под воздействием визуальных образов у детей формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, ребенок вынужден, например, направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы. Так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения, благодаря которым они могут излагать материал выборочно, устанавливать смысловые связи.
 
В результате целенаправленного обучения, продуманной системы использования возможностей технологии дополненной реальности, можно добиться в начальных классах такого умственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использования усвоенных приемов при решении новых задач, для предвидения определенных закономерных событий или явлений.
 
Используя сценарии ОДР, учитель получает уникальный инструмент, который в своей одной реализации позволяет отработку множества методик, способствующих развитию логического мышления.
Например сценарии:
 -   Виды и формы движения.
 -   Движение в музыке.
 -   Какой предмет лишний.
 -   Мир цифр.
 -   Найдём схожее и отличия.
 -   Посчитаем рёбра, плоскости, углы.
 -   Посчитаем фигуры.
 -   Природа и музыка.
 -   Слова перевёртыши.
 -   Солнечная система.
 -   Театрализация пространства.
И другие.
 
Позволяют применить методики:
 -   Исключения понятий.
 -   Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.
 -   Последовательность событий.
 -   Сравнение.
 -   Выделение существенного.
 -   Обобщение.
И другие.
 
 
   


8Мне нравится
Поделиться:

Отзывы (1)   Оставить отзыв