Одной из основных задач начальной школы является развитие пространственного воображения школьников, которое заключается в способности создавать образы в трехмерном пространстве.
Пространственное воображение – важный компонент психического развития человека, значимость которого неоднократно подчеркивали педагоги и психологи. Проблема развития пространственного воображения младших школьников рассматривается в трудах В.А. Крутецкого, Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, Ю.З. Гильбуха, А.М. Пышкало, А.В. Андрущенко, И.И. Аргинской, С.И.Волковой, Н.Н. Столяровой, С.А. Коневой, Н.А. Плотниковой, В.Н. Рудницкой, А.Я. Цукарь и других.
Без хорошо развитого пространственного воображения невозможно успешное изучение геометрического материала, особенно стереометрического, где постоянно требуется умение "читать" изображения фигур, мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.
Реализуя программу И.И.Аргинской (развивающая система Л.В.Занкова) хочу отметить, что геометрический материал занимает значительное место. Его сравнительно большой объем объясняется двумя основными причинами: тем, что работа с геометрическими объектами позволяет активно использовать наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близки младшим школьникам, и, опираясь на которые, дети выходят на высшую ступень - словесно-логический уровень; увеличение объема геометрического материала в начальных классах, особенно связанного с объемными фигурами, позволяет более эффективно подготовить учеников к изучению систематического курса геометрии, который вызывает у школьников основного и старшего звена школы существенные трудности.
В работе я часто сталкиваюсь с тем, что ученики не в состоянии определять соотношения между отдельными элементами изображения, мысленно изменять их взаимное расположение, расчленять фигуру на части или собрать ее из имеющихся частей. Приходится изыскивать всякие возможности и использовать любые резервы времени для развития пространственного воображения учащихся.
Существуют различные средства развития пространственного воображения в младшем школьном возрасте. Одним из таких средств является технология дополненной реальности. В работе использовала ОДР "Куб. Параллелепипед. Куб" и подобные.
Сценарий позволяет сравнить по форме, цвету и кол-ву предметов, из которых состоит предмет.
Складывать в тело и разбирать по слоям, поворачивать набор фигур и предмет в горизонтальной плоскости.
Использование в работе ОДР способствует совершенствованию навыков разметки, сенсорному развитию учащихся, так как, расчленяя сложные фигуры на простые и, наоборот, составляя из простых фигур более сложные, школьники закрепляют и углубляют свои знания о геометрических фигурах, учатся различать их по форме, величине, цвету, пространственному расположению. Всё это способствует формированию и развитию пространственного мышления младших школьников.
Изображая или конструируя фигуры, ребята овладевают следующими конструкторскими умениями:
- умение знать и видеть объект (видеть существенное);
- умение собрать объект из готовых частей (синтезировать) ;
- умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
- умение трансформировать объект по заданным параметрам (видоизменять или преобразовать).
Посредством объектов дополненной реальности можно развивать пространственное воображение даже у детей, испытывающих трудности в обучении.