С 3 по 5 декабря в г. Хабаровск проходила XII краевая научно-практическая конференция «Информационно - коммуникативные технологии в образовании Хабаровского края-2014: опыт, проблемы, перспективы».
Организаторами конференции стали министерство образования и науки Хабаровского края и краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» (ХК ИРО).
В рамках конференции совместно с директором ООО «Портал Хабаровск» Шориковым Андреем Юрьевичем провели мастер-класс по теме: «Опыт использования образовательной дополненной реальности в начальной школе».
В своем выступлении я отметила, что дополненная реальность - замечательный вспомогательный инструмент для обучения.
Во-первых, использование объектов дополненной реальности вносит свою специфику, совершенствует традиционные методы обучения.
Традиционные методы обучения |
Совершенствование за счет применения ОДР |
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж. |
Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию. |
Наглядные: демонстрация макета, приема и т.д. |
Виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Особенно, если эти знания относятся к категории абстрактных или теоретических. |
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы |
Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов. Например, дети могут собирать из блоков виртуального человека, рассматривать трёхмерные интерактивные модели сердца, головного мозга и т.д. или ставить в дополненной реальности эксперименты по физике или химии. |
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка |
Оперативная самооценка и коррекция результатов (сверка с образцом).
|
Через визуализацию значительно облегчается запоминание и последующее воспроизведение конструкций по памяти. Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств.
Во-вторых, это, конечно, разработка продукта (объекта ОДР). На данном этапе можно вспомнить притчу: Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
- Что вы здесь видите? - спросил старец.
- Точку, - ответил один.
- Черную точку, - подтвердил другой.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа...
Технология дополненной реальности - не черная жирная точка, а белый лист, на котором можно творить. У меня есть уникальная возможность писать сценарии, на основании которых создаются объекты ОДР, а так же использовать продукт других авторов. Маркером дополненной реальности может стать ЛЮБОЕ изображение. Объект можно дополнить текстовой и звуковой информацией, а также создать в нем многоуровневое меню.
В-третьих, она интересна, эффективна и перспективна.
В настоящий момент использование технологии дополненной реальности носит единичный характер. Как и жизнь человека, любое явление имеет три стадии развития: появление, расцвет и закат. Сейчас технология находится на первом этапе. Она будет набирать популярность, как в повседневной жизни людей, так и в профессиональной сфере, и станет привычным инструментом образования и обучения, помогая учащимся в изучении и осмыслении новых тем.
На протяжении мастер-класса мы демонстрировали объекты ОДР и отвечали на вопросы гостей. Желающие заполнили анкету.
Результаты анкетирования:
100 % участников опроса данную тему посчитали для себя актуальной.
Дополненная реальность для 16% стала неожиданным открытием, 32 % опрошенных признали её как интересный факт, а остальные 52 % отметили как нестандартный подход к уже известному. На вопрос: «Видите ли Вы себя участником проекта «Дополненная реальность в школе»» положительно ответили 72 % , что очень приятно.
Конечно, не обошлось без пожеланий и предложений: «не бросать, развивать к новым возможностям», «сделать опыт доступным для всех», «дополненную реальность - в массы», «активно развивать проект в школах» и т.д.
Используя технологию дополненной реальности, считаю необходимым обратить внимание на следующие факторы:
· Санитарно-гигиенические нормы для дополненной реальности, используемой для детской аудитории, ещё не разработаны, так как для этого нужны соответствующие исследования. В любом случае, следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин.
· Не стоит заменять реальные эксперименты виртуальными там, где их можно организовать. Никакая дополненная реальность не сравнится с физическим экспериментом, который дети могут провести своими руками.
Будьте открыты приходу новых технологий и готовы их с умом использовать, участвуйте в процессе апробации, внедрении, популяризации.