Мои ученики и я - первые в России люди, на уроках которых мы играем в дополненную реальность, и изучаем музыкальное искусство. У меня два больших опыта - компьютерные игровые программы, в том числе, детские, и преподавание музыки. Вот их то я и соединила в моей деятельности. И тому и другому нужно учиться, музыке - всю жизнь, компьютерной компетенции - тем более. Главное - не бояться пробовать новое, применять это. Желаю всем этого! Я буду писать о том, как практически использую в моей работе дополненную реальностью. Приглашаю к обсуждению!
Апрельский семинар по образовательной дополненной реальности в Санкт-Петербурге, занятия и итоги.
Хочу поделиться опытом проведения семинара по теме «Применение дополненной реальности в обучении дошкольников». Апрельская встреча стала итогом проводимых нами мероприятий за прошедший учебный год, показала результаты обучения детей.
Подготовка.
Семинар проводился в рамках стажировки слушателей курсов профессиональной переподготовки ГАОУ ДПО ЛОИРО по программе «Дошкольное образование».
Слушателям предварительно была передана листовка с координатами сайта http://www.portalkhv.ru, с его тематикой.
Преподаватели кафедры рассказали про блоги, и попросили– изучить материалы, связанные с Дополненной Реальностью на сайте Портала. Думаю, что эта форма работы актуальна именно в этой теме, поскольку с первого взгляда оценить функционирование данной технологии, и суметь оценить её образовательный контент сложно. Поэтому первые отзывы и впечатления специалистов о технологии ОДР, где не было ни живых занятий с детьми, ни взаимодействия воспитателей, были сдержанными, и нам приходилось объяснять многие моменты. На этом семинаре участники разобрались в её сути, были осведомлены и заинтересованы, и составили свое впечатление от статей и блогов преподавателей, видео, отзывам и комментариям к материалам на сайте.
Представители Центра технической поддержки оказали помощь в дооборудовании зала: http://portalkhv.ru/index.php?mdl=blogs&idp=102
Работа с детьми.
Дополненную реальность я постоянно включаю в Непосредственную Образовательную деятельность (НОД) – в досуги, в праздники, в занятия по утрам. Появление любых персонажей, объектов всегда ожидается детьми с радостью. Экран – это такая же часть образовательной среды музыкального зала, как музыкальные пособия, его сезонное или праздничное оформления.
К семинару мной были разработаны три коротких конспекта, включающих несколько ОДР-объектов, связанных с музыкой и со звуками природы. (некоторые есть в моём блоге). Их объединила тема НОД – своего рода путешествие в страну звуков. На первом дети прислушивались к звукам природы, втором – играли со звуками на артикуляционной гимнастике и в скороговорке, на третьем– «Угадай голос, инструмент» - узнавали и называли тембры.
Сюжеты занятий были для детей сюрпризом,
заранее разучивались только игры с пением.
Прошу просмотреть подробный видео отчёт хода семинара.
Первое занятие. Младшие.
3-4 года – возраст особенный, когда дети очень искренни, легко увлекаемы, но внимание их непродолжительно. На музыке дети привыкли узнавать и слышать интересное, новое, поэтому их настрой – внимательное ожидание. В начале фильма (см. с 45 секунды, https://youtu.be/C2YYWHO3MdE?t=45s) – дети сосредоточенно слушают, и реагируют на звучащий аудиофайл – жужжание мухи.
Наша творческая группа хотела создать на занятии интригу и сделать неформальным обращение с ОДР-маркерами. Мы придумали методический прием, когда дети, путешествуя по залу, ищут (с 1:38 минуты, https://youtu.be/C2YYWHO3MdE?t=1m38s) под «кочками» (подушками) маркеры. Видно, что детям понравилось «искать сюрприз». Это было также и закреплением знания цифр.
*Кстати, наше изобретение - сшитые из ткани кармашки на стульях, (см фото), в которых дети «находят» и используют атрибуты – карточки, разные музыкальные инструменты, или призы – создают интригу и на обычных занятиях.
Я всегда вижу в глазах детей интерес – ожидание.
В наше занятие были включены и знакомые детям, и новые объекты, но и те, и другие воспринимаются детьми с интересом. С 9:15 минуты, https://youtu.be/C2YYWHO3MdE?t=9m15s ) посмотрите на исполнение детьми танца с лягушатами – повторяя движения героев на экране, дети эмоционально исполняют сложные движения этого танца.
Особенностью использования Дополненной Реальности является включение детей в процесс игры, познавание и взаимодействие с объектом.
Второе занятие. Средняя группа. Ритмопластика.
Досуг включал предварительно разученные танцевальные упражнения, и математическую игру. В неё мы решили включить усложнение - обратный счет, с чем дети хорошо справились. Новым для детей было и то, что вместо сказочного колобка пришел спортивный колобок со скороговорками (с 12.40 минуты, https://youtu.be/C2YYWHO3MdE?t=12m40s). http://etop.portalkhv.ru/index.php?p=276. Нужно отметить, что выбрать скороговорки для детей этого возраста из тех, что существуют в библиотеке магазина http://etop.portalkhv.ru не просто, поскольку они по возрасту, скорее относятся к младшей школе. Поэтому мы прорабатываем с детьми отдельные слова из скороговорки, фразы, а буквы служат основой для артикуляционной гимнастики. В этот раз скороговорка «Топали да топали…» легко легла детям на слух, все повторяли первую фразу, а дети с хорошей речью смогли с ходу воспроизвести и всю скороговорку целиком. В ближайшее время я разработаю и выложу на сайте мою методику работы со скороговорками для дошкольников, поскольку работа проводится регулярно и можно отметить хорошие результаты, сказывающиеся на пении и речи детей.
«Угадай инструменты, голос». Старшая группа.
На этом занятии можно отметить достигнутый результат: дети получили удовольствие от общения с музыкой, с персонажами и игрой с ними. С легкостью ими была выполнена специальная задача: узнать инструмент по тембру, описать его, услышать звучание инструмента среди других тембров оркестра.
Это можно пронаблюдать на 17:37 минуте фильма (https://youtu.be/C2YYWHO3MdE?t=17m37s), когда дети с первых тактов узнают звучание фортепиано.
Считаю, что с помощью ДР изучение инструментов – сейчас наиболее продуманная и эффективная часть музыкальной методики.
На видео и на фото можно наблюдать непосредственную и живую реакцию на музыку у детей, их желание двигаться, - танцевать и импровизировать под музыку, играть.
Интересно пронаблюдать за координацией движений – на занятии впервые дети придумали движение вокруг «кочек». На 21:30 минуте видно (https://youtu.be/C2YYWHO3MdE?t=21m30s) , как они советуются друг с другом о перемещении, «чтобы не сталкиваться». При этом движении они координируют действия с происходящим на экране маршем кузнечиков.
Несмотря на присутствие зрителей, дети смогли быть естественными, не боялись фантазировать, двигаться по желанию, высказывать различные идеи и просто играть. Занятия не были показательными, и это, мы считаем их достижением.
Несколько цитат из анализа досуга занятий, которые высказали слушатели семинара:
«…данное мероприятие вызвало у меня положительные эмоции, я считаю, что данная технология может применяться во всех ГБДОУ».
«Отзыв положительный. Профессионально!»
«Положительные эмоции, очень интересно.»
Для оформления или прекращения подписки на новости и статьи,
укажите свой действующий email адрес.
Дополненная реальность в Санкт-Петербурге - будущее в образовании культурной столицы. Приглашаем дошкольные и образовательные учреждения с начальной школой Санкт-Петербурга принять участие в апробации образовательной дополненной реальности. Апробация организуется с акцентированием использования сценариев в музыкальном, культурном и общем развитии детей. В апробации уже принимает участие дошкольное отделении ГБОУ №620 «Росток» Центрального района г. С-Петербурга.