Когда в нашем саду подрастают дети, становясь 6-7 летними,
нашим воспитателям и мне всегда хочется, чтобы они читали
и выучивали стихи Пушкина.
Появляется повод рассказать детям о музыке, связанной с поэзией Пушкина. В октябре этого года мы провели праздник – литературный досуг, посвященный Пушкинской осени.
Предварительно мы посмотрели несколько коротких видео о Пушкине, о его детстве, просмотрели мультфильмы советского времени «Сказка о царе Салтане», и Сказка о рыбаке и рыбке», озвученные стихами Пушкина.
Логическая линия- идти по временам года от зимы, к любимому времени года Пушкина – Осени, помогает детям, особенно более младшим – не потеряться в череде времён года, выстроить их и запомнить особенности. Это не так легко, как кажется нам, взрослым.
Фрагменты Пушкинского праздника «ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЕ»
Муз. руководитель:
Вы уже знаете, когда жил и писал свои произведения Александр Сергеевич Пушкин.
Вот так Пушкин рассказывал о зиме:
1-й ребёнок:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
«Зимняя дорога»
Ведущая:
А вот началась снежная буря
На экране – ОДР метель
Ребята:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
2-й ребёнок:
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
«Зимний вечер»
Исполняется хоровод «Зимние забавы»
Стихи о весне, исполняет взрослый чтец.
Песня о весне «Тает снег»
Тает снег, тает лёд
К нам весна-красна идёт
Прилетели скворушки,
Сели чистить пёрышки.
Я пойду в зелен сад
там соловушки свистят
Вишни распускаются,
Птички просыпаются.
на экране – весенняя ветка из ОДР «Соловей»
По окончании песни звучит пение соловья
***
Осень, на экране ОДР «Листопад»
3-й ребёнок:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
«Осень»
Дети исполняют песню об осени «Модница осень»
***
Стихи о Петербурге Пушкинской поры
…Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц – и светла
Адмиралтейская игла…
«Медный всадник»
На экране – ОДР «Петропавловский собор»
Завершая, дети исполняют песню о Санкт-Петербурге «Осенний вальс»
В этом сценарии, благодаря дополненной реальности, действующими персонажами становятся времена года, озвученные стихами Пушкина.
Иллюстративность дополненной реальности
становится выразительной и освещается по-новому.
Например – в Метели,которую дети знают, «под музыку Вивальди», звучит теперь шумами пушкинских строк «виХри снеЖные кРРРутя…». Интересно далее продолжить эту работу – поговорить о звуках, о детских ассоциациях связанных с зимой.
Стихотворение «Осень» прекрасно иллюстрируется плавно падающими листьями листопада. Эмоция осенней грусти не очень близка детям –поэтому хочется, чтобы они прожили её разными путями – в том числе, слушая музыку стиха, наблюдая за листопадом, прислушиваясь к Вальсу Гуно,звучащему в ОДР «Листопад».
Впервые картину лета я дополнила ОДР «Вальс цветов».
Какое лето в представлении детей? Им легко было поговорить о комарах и мошках, веселых танцующих цветках из ОДР «Вальс цветов», и послушать потом, что и Пушкин любил бы лето, «когда б не комары да мошки» …Умозрительные понятия оживают, когда дети смотрят и слушают, принимают участие в рассказывании.
***
Последний фрагмент праздника, связанный с Петербургом очень логично встраивается в линию текста песни, «и блестит в предзакатных лучах Петропавловский шпиль..» Архитектура, которую они «могут потрогать», измерить, покрутить, постоять рядом, становится частью игрового процесса, делает детей живыми участниками, а не только чтецами или певцами.