Раздел 1. «Музыкальные инструменты».
Вход - упражнение «Окошки»
Музыкальные инструменты, представленные в качестве объектов Дополненной Реальности, - это используемые в практике классических исполнителей основные инструменты симфонического оркестра, а также некоторые инструменты, бытующие в музыке народностей России, а также народные инструменты стран: Японии, Кореи, Китая.
Занятие 1. Использование ОДР Муз. Инструменты» в разделе «Слушание музыки»
На экране расположен маркер с нотной тетрадью (предварительный вид ОДР из данного раздела).
Вводные слова учителя музыки могут содержать различные отсылки – к настроению, к впечатлениям о прослушанной музыке, о звуках природы, связанной с данным временем года, с тематикой занятия.
Предлагается послушать звук инструмента (вызвать звук нажатием кнопки может любой ребенок по желанию).
Вопросы (примерные):
1. Что за звук вы услышали ( высокий, низкий, похож на звук духового инструмента (дудочки), на удары.. и так дальше)
2. Как этот звук получился (кто его сыграл)?
3. Какого персонажа/животного/игрушку он может изображать, на кого похож голос?
Следом вызывается изображение инструмента. Вопросы:
4. Какого размера музыкальный инструмент? Как это связано с высотой звука (у папы голос низкий, он сам большой, высокий..)
5. Как на нем играют? (водят по струнам, защипывают струну, дуют в отверстие, стучат с использованием приспособлений ?
6. Из чего сделан инструмент?
7. Какие части инструмента вы видите, назовите?
8. Другие вопросы, которые дети могут задать друг другу.
После каждого раздела с помощью функций программы «Видео» проверяем, правы ли были ребята в своих ответах.
Занятие 2 и последующие.
1. Предлагается узнать инструмент по виду и описать его звук. Подтвердить ответы с помощью функций программы.
2. Придумать художественный образ, близкий к музыке фрагмента, обосновать выбор.
3. Назвать инструмент после показа видео.
4. Сравнить два или три инструмента одной группы оркестра по различным характеристикам - например, скрипку и контрабас по высоте звука, по размеру и положению при игре, и так дальше.
5. Сравнить звучание и вид инструментов одной группы, но разного происхождения эстрадного и народного, например - барабанной установки и барабана - тайко, и пр.
6. Узнать инструмент по фрагменту изображения.
7. Показать на фортепиано примерный регистр звучания инструмента.
8. Назвать инструменты данной группы после просмотра одного из них - например, после трубы назвать другие из группы медные духовые - валторну, тубу, тромбон.
Результат деятельности.
В результате использования ОДР «Муз. инструменты» дети очень точно, грамотно, музыкально обоснованно запоминают и могут рассказать о инструменте, и в дальнейшем использовать эти знания при изучении музыки, при слушании муз. произведения в различных условиях. Дети активнее включаются в муз. жизнь, мотивируются на исполнительство или активное слушание.
Выводы. Учитель проводит проверку знаний, использует знания при прослушивании или исполнении музыки в других видах образовательной музыкальной деятельности.
И дети рады!...