Название
Дополненная реальность и её применение в музыкальном обучении дошкольников.
Методическая разработка музыкальной деятельности в старших группах детского сада.
Номинация: «Лучший инновационный урок I полугодия 2014-2015 учебного года»
Глава 1. Терминология:
«Дополненная реальность (augmented reality, AR) - создаваемая, визуальная, искусственная, виртуальная среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств — планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним»( цит. по источнику
1:
http://portalkhv.ru/index.php?mdl=View&idp=38 . Термин «дополненная реальность» - это комбинация реального и виртуального контекста, их взаимодействие в реальном времени, оба контекста представлены в 3D-пространстве.
ОДР (Образовательная дополненная реальность) - комплекс объектов 3D -моделей и программного обеспечения для использования в процессе обучения
ОДР-Объект – 3D-модель предмета, пространства, мира, который виртуально вписывается в реальное пространство, захватываемое веб-камерой (видео-камерой) и проецируемое на экране.
ОДР-сценарий – порядок и последовательность управления ОДР-объектом или законы взаимодействия виртуальных объектов.
ОДР-экран/доска – куда проецируется накладываемые в реальное пространство виртуальный объект.
ОДР-маркер – специальный графический символ, знак, рисунок или предмет, с помощью которого указываются координаты в наложенном изображении вывода ОДР-объекта.
ОДР-управление – действия по перемещению, вращению, увеличению, включению анимации и другого подобного.
Глава 2. Особенности программы.
При использовании дополненной реальности существуют огромные возможности для развития ребёнка. Их суть не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определённых психических процессов и способностей ребёнка. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в дошкольном образовании ребёнку должны привить группы новых умений, навыки решения творческих задач, сформировать у детей мотивацию к обучению, саморазвитию, самопознанию.
В начале обучения у детей преобладающей формой мышления является наглядно-образное мышление, выполняющее на предшествующем генетическом этапе ведущую роль среди других форм интеллектуальной деятельности. Способы его, связанные с наглядной опорой и практическими действиями, дают возможность познания объектов с точки зрения внешних свойств и связей, не обеспечивая аналитического познания их внутренних отношений.
Для практической реализации и решения задач развития педагог использует картинки, реальные предметы или просто слова. «С развитием дополненной реальности, появилась возможность оперировать наглядным материалом высокого уровня. Под воздействием визуальных образов у детей формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В результате целенаправленного обучения, продуманной системы использования возможностей технологии дополненной реальности, можно добиться такого умственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ.» ( цит по источнику 2: )
http://arnext.ru/interview/dopolnennaya-realnost-v-obrazovanii-intervyu-s-eligovision-2897. Используя сценарии ОДР, учитель получает уникальный инструмент, который в своей одной реализации позволяет отработку множества методик, способствующих развитию логического мышления.
По результатам применения технологии можно сделать несколько предварительных выводов, а именно:
1. данная образовательная программа позволяет выражать себя, используя наблюдение в камеру, воспроизводить образы через движение рук, перемещение по залу/классу;
2. технология дает возможность взаимодействовать со своим отражением, за счет чего происходит осознание, восприятие - контроль, появляется навык ориентации в пространстве, развитие навыков пространственного мышления;
3. как следствие возможно формирование состояния гармонии с собой, создание среды «Я и ОДР-мир», что происходит через взаимодействие, и включение человека в ОДР-пространство. В этой ситуации зал становится сценой;
4. происходит принятие себя и предмет рядом, включение себя в образовательную реальность;
5. возникает ситуация «Я сам себе учитель», в пользовании программой наблюдается равноправие учителя и ученика и переход этого равноправия в стиль/прием/принцип (cочувствие, содействия);
6. таким образом, действие, в котором за счет публичности достигается его результат, становится обучающим приемом;
Представляется, что использование ОДР актуально в визуально–выразительных предметах, или в предметах, где наглядность приемов необходима для обучения, то есть: в гимнастике и танце, в пении и в артикуляционной гимнастике и логопедии.
ОДР–технология за счет видео камеры позволяет использовать идеи:
· Зеркала;
· Телекамеры;
· Скайп-общения;
· Театра.
Поскольку зеркальность в данном случае является особым принципом взаимодействия с ОДР-средой, необходимость участия учителя возрастает. От него требуется содействие в и побуждение учеников на развитие собственных образов, творческое переосмысление представленного на экране, формирование новых способов выражения идеи. Наблюдение за собой помогает участникам образовательного процесса оценить свои эмоции, движения, и даже внешний вид.
Глава 3.- Музыкальная составляющая
Использование технологии в музыкальном обучении имеет следующие обоснования:
1. Визуализация содержания музыки.
2. Возможность наблюдения за своей реакцией и за возникающими выразительными образами, актуализация своей реакции, за счет чего она становится понятной.
3. Возможность подавать информацию несколькими способами:
· показ 3D модели, анимированной 3D модели персонажа;
· демонстрация музыкального файла, способность управления им – паузы, перемотки с начала, воспроизведение после паузы;
· показ видео, мультфильма, воспроизведенного с камеры фрагмента;
4. 3D модель музыкального инструмента за счет возможностей программы становится своего рода «познавательным космосом».
5. ОДР технология позволяет легко включаться во все основные виды деятельности дошкольников и младших школьников:
· в слушание музыки,
· в пение, хоровое и индивидуальное,
· в танец или танцевально-изобразительные движения,
· и игру с музыкальным содержанием,
· в обучение приемам игры на музыкальных инструментах/шумовых и других;
· театрализацию и импровизацию на тему театрализации, в том числе в чтении стихов.
Применение ОДР-технологии в музыкальном обучении позволяет визуализировать различные приемы специального фортепианного исполнительства. За счет объемного объекта и возможности ОДР-технологии появляются возможности показать внутреннюю структуру предмета, и следующие сложные визуальные ассоциации, используемые педагогами -пианистами, - такими, как:
1. Рука – палец как единое целое «от плеча»;
2. Прием звукоизвлечения – палец накалывает «ягодку клюквы».
3. Ощущение черных клавиш с ассоциацией «Котенок с тремя и двумя полосками» (термин Л. Баренбойма,3);
4. Ощущение регистров с помощью игрушек различной формы и размера (из методики Т. Стоклицкой, 4) и многих других.
Маркерами могут быть ноты, ключи, размеры, длительности, ключевые знаки, штрихи, оттенки, темпы, исполнители.
Глава 5. Методическая часть
Цели и задачи курса
1. Расширить традиционную методику дошкольного образования за счет возможностей программы Дополненная Реальность, в частности, за счет включения ребенка в процесс взаимодействия с Объектами, за счет наблюдения за своим движением и реакцией, самоконтроля ребенка.
2. Привнести в деятельность ребенка на занятии элементы самостоятельной игры, возможности самостоятельного выбора объектов, визуально ярких и трехмерно двигающихся персонажей и моделей, соответствующих современным техническим возможностям. Надо отметить, что сегодня дети легко взаимодействуют с техническими средствами общения и передачи информации, перенимая опыт их родителей.
Раздел 1. «Музыкальные инструменты»
Музыкальные инструменты, представленные в качестве ОДР-объектов, - это используемые в практике классических исполнителей основные инструменты симфонического оркестра, а также некоторые инструменты, бытующие в музыке народностей России. Есть группа инструментов из стран – соседей РФ, в частности, из Японии, Кореи, Китая.
Задачи, поставленные при использовании данных ОДР:
1. Полное и всестороннее знакомство с инструментом в 3D модели, в звучании и с помощью видео играющего исполнителя.
2. Дать представление о разновидностях и группах музыкальных инструментов, представление о приемах классического и традиционного инструментального исполнительства.
Занятие 1.Использование ОДР Муз. Инструменты» в разделе «Слушание музыки»
На экране расположен маркер с нотной тетрадью (предварительный вид ОДР из данного раздела.
Вводные слова учителя музыки могут содержать различные отсылки – к настроению, к впечатлениям о прослушанной музыке, о звуках природы, связанной с данным временем года, с тематикой занятия.
Предлагается послушать звук инструмента (вызвать звук нажатием кнопки может любой ребенок по желанию).
Вопросы:
1. Что за звук вы услышали (высокий, низкий, похож на звук духового инструмента (дудочки), на удары.. и так дальше)
2. Как этот звук получился ( кто его сыграл)?
3. Какого персонажа/животного/игрушку он может изображать, на кого похож голос?
Следом вызывается изображение инструмента. Вопросы:
4. Какого размера музыкальный инструмент? Как это связано с высотой звука ( у папы голос низкий, он сам большой, высокий..)
5. Как на нем играют? (водят по струнам, защипывают струну, дуют в отверстие, стучат с использованием приспособлений ?
6. Из чего сделан инструмент?
7. Какие части инструмента вы видите, назовите?
8. Другие вопросы, которые дети могут задать друг другу.
После каждого раздела с помощью функций программы «Видео» проверяем, правы ли были ребята в своих ответах.
Занятие 2 и последующие.
1. Предлагается узнать инструмент по виду и описать его звук. Подтвердить ответы с помощью функций программы.
2. Придумать художественный образ, близкий к музыке фрагмента, обосновать выбор.
3. Назвать инструмент после показа видео.
4. Сравнить два или три инструмента одной группы оркестра по различным характеристикам - например, скрипку и контрабас по высоте звука, по размеру и положению при игре, и так дальше.
сравнить звучание и вид инструментов одной группы, но разного происхождения эстрадного и народного, например - барабанной установки и барабана - тайко, и пр.
5. Узнать инструмент по фрагменту изображения.
6. Показать на фортепиано примерный регистр звучания инструмента.
7. Назвать инструменты данной группы после просмотра одного из них - например, после трубы назвать другие из группы медные духовые - валторну, тубу, тромбон.
И другие возможные вопросы.
Результат деятельности.
В результате использования ОДР «Муз. инструменты» дети точно, грамотно, музыкально обоснованно могут рассказать о инструменте. В дальнейшем они могут использовать знания при изучении музыки, при слушании муз. произведения в различных условиях. Дети активнее включаются в муз. жизнь, мотивируются на исполнительство или активное слушание.
Выводы. Учитель проводит проверку знаний, использует знания при прослушивании или исполнении музыки на других видах образовательной музыкальной деятельности.
Выводы. Новая концепция образования предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Считаем, что данной концепции методика с использованием ОДР способствует в большой мере.
Автор: Шорикова Надежда Львовна,
музыкальный руководитель Начальной школы №620 «РОСТОК»
Центрального района г. С-Петербурга.