Надежда Львовна, музыкальный руководитель ГБОУ №620 «Росток», г. С-Петербург

«Узнал, расскажи другим...»

Мои ученики и я - первые в России люди, на уроках которых мы играем в дополненную реальность, и изучаем музыкальное искусство. У меня два больших опыта - компьютерные игровые программы, в том числе, детские, и преподавание музыки. Вот их то я и соединила в моей деятельности. И тому и другому нужно учиться, музыке - всю жизнь, компьютерной компетенции - тем более. Главное - не бояться пробовать новое, применять это. Желаю всем этого! Я буду писать о том, как практически использую в моей работе дополненную реальностью. Приглашаю к обсуждению!

На конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов и обучающихся, который проходит под эгидой ИМЦ «БАКАЛАВР» (Ассоциации Учителей Научно-Естественных Дисциплин), представлена работа: «Дополненная реальность и её применение в музыкальном обучении дошкольников».

Название
Дополненная реальность  и её применение в музыкальном обучении дошкольников.
Методическая разработка музыкальной деятельности  в старших группах детского сада.
 
Номинация: «Лучший инновационный урок I полугодия 2014-2015 учебного года»
 
Глава 1. Терминология:
 
«Дополненная реальность (augmented reality, AR) - создаваемая, визуальная, искусственная, виртуальная среда с прямым или косвенным дополнением физического мира цифровыми данными в режиме реального времени при помощи компьютерных устройств — планшетов, смартфонов и инновационных гаджетов вроде Google Glass, а также программного обеспечения к ним»( цит. по источнику 1: http://portalkhv.ru/index.php?mdl=View&idp=38 . Термин «дополненная реальность»  - это  комбинация реального и виртуального контекста, их взаимодействие в реальном времени, оба контекста представлены в 3D-пространстве.
ОДР (Образовательная дополненная реальность) - комплекс объектов 3D -моделей и программного обеспечения для использования в процессе обучения
ОДР-Объект – 3D-модель предмета, пространства, мира, который виртуально вписывается в реальное пространство, захватываемое веб-камерой (видео-камерой) и проецируемое на экране. 
ОДР-сценарий – порядок и последовательность управления ОДР-объектом или законы взаимодействия виртуальных объектов.
ОДР-экран/доска – куда проецируется накладываемые в реальное пространство виртуальный объект.
ОДР-маркер – специальный графический символ, знак, рисунок или предмет, с помощью которого указываются координаты в наложенном изображении вывода ОДР-объекта.
ОДР-управление – действия по перемещению, вращению, увеличению, включению анимации и другого подобного.
 
 Глава 2. Особенности программы.
 
При  использовании дополненной реальности существуют огромные возможности для развития ребёнка. Их суть не в передаче конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии определённых психических процессов и способностей ребёнка.  Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в дошкольном образовании ребёнку должны привить  группы новых умений, навыки решения творческих задач, сформировать у детей мотивацию к обучению, саморазвитию, самопознанию.
 
В начале обучения у детей преобладающей формой мышления является наглядно-образное мышление, выполняющее на предшествующем генетическом этапе ведущую роль среди других форм интеллектуальной деятельности. Способы его, связанные с наглядной опорой и практическими действиями, дают возможность познания объектов с точки зрения  внешних свойств и связей, не обеспечивая аналитического познания их внутренних отношений.
 
Для практической реализации и решения задач развития педагог использует картинки, реальные предметы или просто слова. «С развитием дополненной реальности, появилась возможность оперировать наглядным материалом высокого уровня. Под воздействием визуальных образов у детей формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). В результате целенаправленного обучения, продуманной системы использования возможностей технологии дополненной реальности, можно добиться  такого умственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ.» ( цит по источнику 2: )http://arnext.ru/interview/dopolnennaya-realnost-v-obrazovanii-intervyu-s-eligovision-2897.  Используя сценарии ОДР, учитель получает уникальный инструмент, который в своей одной реализации позволяет отработку множества методик, способствующих развитию логического мышления.
 
 По результатам применения технологии можно сделать несколько предварительных выводов, а именно:
 1.   данная образовательная программа позволяет выражать себя,  используя наблюдение в камеру,  воспроизводить образы через движение рук, перемещение по залу/классу;
 2.   технология дает возможность взаимодействовать со своим отражением,  за счет чего происходит осознание, восприятие - контроль,  появляется навык ориентации в пространстве, развитие навыков пространственного мышления;
 3.   как следствие  возможно формирование состояния  гармонии с  собой, создание  среды «Я и ОДР-мир», что происходит через взаимодействие, и включение человека в  ОДР-пространство.  В этой ситуации зал становится сценой;
 4.   происходит принятие себя и предмет рядом, включение себя в образовательную реальность;
 5.   возникает ситуация «Я сам себе учитель», в пользовании программой наблюдается равноправие учителя и ученика и переход этого равноправия в стиль/прием/принцип (cочувствие,  содействия);
 6.   таким образом, действие, в котором  за счет публичности достигается его результат, становится обучающим приемом;
 
Представляется, что использование ОДР актуально в визуально–выразительных предметах, или в предметах, где наглядность приемов необходима для обучения, то есть: в гимнастике и танце,  в пении и в артикуляционной гимнастике и  логопедии.

ОДР–технология за счет видео камеры позволяет использовать идеи:
 ·   Зеркала;
 ·   Телекамеры;
 ·   Скайп-общения;
 ·   Театра.

Поскольку  зеркальность в данном случае является особым принципом взаимодействия с ОДР-средой, необходимость участия учителя возрастает. От него требуется содействие в  и побуждение  учеников на развитие собственных образов, творческое переосмысление  представленного на экране, формирование новых  способов выражения идеи. Наблюдение за собой  помогает  участникам образовательного процесса  оценить свои эмоции,  движения, и даже внешний вид.
 
Глава 3.- Музыкальная составляющая
 
Использование  технологии в музыкальном обучении  имеет  следующие обоснования:
 1.   Визуализация содержания музыки.
 2.   Возможность наблюдения за своей реакцией и за возникающими выразительными образами, актуализация своей реакции, за счет чего она становится понятной.
 3.   Возможность подавать информацию несколькими способами:
       ·   показ 3D модели, анимированной 3D модели персонажа;
       ·   демонстрация музыкального файла, способность управления им – паузы, перемотки с начала, воспроизведение после паузы;
       ·   показ видео, мультфильма, воспроизведенного с камеры фрагмента;
 4.   3D модель музыкального инструмента  за счет возможностей программы становится своего рода «познавательным космосом».
 5.   ОДР технология позволяет  легко включаться во все основные виды деятельности дошкольников и младших школьников:
       ·   в слушание музыки,
       ·   в пение, хоровое и индивидуальное,  
       ·   в танец или танцевально-изобразительные движения,
       ·   и игру с музыкальным содержанием,
       ·   в обучение приемам игры на музыкальных инструментах/шумовых и других;
       ·   театрализацию и  импровизацию на тему театрализации, в том числе в чтении стихов.
 
Применение ОДР-технологии  в музыкальном обучении  позволяет визуализировать  различные приемы специального фортепианного исполнительства. За счет объемного объекта и возможности ОДР-технологии  появляются возможности  показать внутреннюю структуру предмета,  и следующие сложные визуальные ассоциации, используемые педагогами -пианистами,  - такими, как:
 1.   Рука – палец как единое целое «от плеча»;
 2.   Прием  звукоизвлечения – палец накалывает «ягодку клюквы».
 3.   Ощущение черных клавиш с ассоциацией «Котенок с тремя и двумя полосками» (термин Л. Баренбойма,3);
 4.   Ощущение регистров с помощью игрушек различной формы и размера (из методики  Т. Стоклицкой, 4)  и многих других.
 
Маркерами могут быть  ноты, ключи, размеры, длительности, ключевые знаки, штрихи, оттенки, темпы, исполнители.
 
Глава 5. Методическая часть

Цели и задачи курса
 1.   Расширить традиционную методику дошкольного образования за счет возможностей программы Дополненная Реальность, в частности, за счет включения ребенка в процесс взаимодействия с Объектами, за счет наблюдения  за своим движением и реакцией, самоконтроля ребенка.
 2.   Привнести в деятельность ребенка на занятии элементы самостоятельной игры, возможности самостоятельного выбора  объектов, визуально ярких и трехмерно двигающихся персонажей и моделей, соответствующих современным техническим возможностям.  Надо отметить, что сегодня дети легко взаимодействуют с техническими средствами общения и передачи информации, перенимая опыт  их родителей.
 
Раздел 1. «Музыкальные инструменты»
 
Музыкальные инструменты, представленные в качестве  ОДР-объектов, - это  используемые в практике  классических исполнителей  основные инструменты симфонического оркестра, а также некоторые инструменты, бытующие в музыке народностей России. Есть  группа инструментов из стран – соседей  РФ, в частности, из Японии, Кореи, Китая.

Задачи, поставленные при использовании данных ОДР:
 1.   Полное и всестороннее знакомство с инструментом в 3D модели, в звучании и с помощью видео играющего исполнителя.
 2.   Дать представление о разновидностях и группах музыкальных инструментов,  представление о  приемах   классического и традиционного инструментального исполнительства.

Занятие 1.Использование ОДР  Муз. Инструменты» в разделе «Слушание музыки»
 На экране расположен маркер с нотной тетрадью (предварительный вид ОДР из данного раздела.
Вводные слова учителя музыки  могут содержать различные отсылки – к настроению, к впечатлениям о прослушанной музыке, о звуках природы, связанной с данным временем года, с тематикой занятия.
Предлагается послушать звук инструмента (вызвать звук  нажатием кнопки может  любой  ребенок по желанию).

Вопросы:
 1.   Что за звук вы услышали (высокий, низкий, похож на  звук духового инструмента (дудочки), на удары.. и так дальше)
 2.   Как этот звук получился ( кто его сыграл)?
 3.   Какого персонажа/животного/игрушку он может изображать, на кого похож голос?
Следом вызывается изображение инструмента. Вопросы:
 4.   Какого размера музыкальный инструмент? Как это связано с высотой звука ( у папы голос низкий, он сам большой, высокий..)
 5.   Как на нем играют? (водят по струнам, защипывают струну, дуют в отверстие, стучат с использованием приспособлений ?
 6.   Из чего сделан инструмент?
 7.   Какие части инструмента вы видите, назовите?
 8.   Другие вопросы, которые дети могут задать друг другу.

После каждого раздела  с помощью функций программы «Видео» проверяем,  правы ли были ребята в своих ответах.

Занятие 2 и последующие.
 1.   Предлагается узнать инструмент по виду и описать его звук. Подтвердить ответы с помощью функций программы.
 2.   Придумать художественный образ, близкий к музыке фрагмента, обосновать выбор.
 3.   Назвать инструмент после показа видео.
 4.   Сравнить два или три инструмента одной группы оркестра по различным характеристикам - например,  скрипку и контрабас по высоте звука, по размеру и положению при игре, и так дальше.
сравнить звучание и вид инструментов одной группы, но разного происхождения  эстрадного и народного, например -  барабанной установки и барабана - тайко, и пр.
 5.   Узнать инструмент по фрагменту изображения.
 6.   Показать на фортепиано примерный регистр звучания инструмента.
 7.   Назвать инструменты данной группы после просмотра одного из них - например, после трубы назвать другие из группы медные духовые - валторну,  тубу, тромбон.
И другие возможные вопросы.
 
Результат деятельности.
В результате использования ОДР «Муз. инструменты» дети  точно, грамотно, музыкально обоснованно могут рассказать о инструменте.  В дальнейшем они могут использовать  знания при изучении музыки, при слушании  муз. произведения в различных условиях. Дети активнее включаются в муз. жизнь, мотивируются на исполнительство или активное слушание.

Выводы. Учитель проводит проверку знаний, использует знания при прослушивании или исполнении музыки на других видах образовательной музыкальной деятельности.

Выводы. Новая концеп­ция образования  предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.

Считаем, что данной концепции методика с использованием ОДР способствует в большой мере.

 
 
Автор: Шорикова Надежда Львовна,
музыкальный руководитель Начальной школы №620 «РОСТОК»
Центрального района г. С-Петербурга. 
 
7Мне нравится
Поделиться:

Отзывы (4)   Оставить отзыв