Цель:
способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать проверочные слова в группе однокоренных слов
Задачи:
· совершенствовать умения выделять корень в слове;
· развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
· развивать умение различать синонимы и родственные слова
· развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
· формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;
Формируемые УУД:
Личностные: положительное отношение к предмету.
Регулятивные: умение действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: умение находить способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные: умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
Учитель: Отгадайте загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Дети: Поезд.
Учитель: Правильно, а вот и поезд. Что написано на вагончике?
Дети: Молоко
Учитель: Что мы знаем о написании этого слова?
Дети: Это словарное слово
Учитель: Запишите слово, поставьте ударение и подчеркните гласный, написание которого надо запомнить.
Учитель: На какой вопрос отвечает слово? К какой части речи относится? Давайте подберем однокоренное слово к слову молоко.
Дети: молочный, молочник …
Учитель: Что можете сказать о корнях этих слов?
Дети: Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Учитель: Выделим корень. Что заметили?
Дети: Чередование согласных звуков в корнях слов
Учитель: Внимание, поезд трогается, читаем слово на 2 вагоне.
Дети: Молоки
Учитель: Что такое молоки?
Учитель: Запишем слово молоки, под словом молоко. Поставим ударение и выделим корень.
Учитель: Посмотрите на слова молоко - молоки. Какой корень в словах? Дети: Молок
Учитель: Одинаковый корень?
Дети: Да
Учитель: Выделим окончание в этих словах. Мы знаем, что если в словах одинаковый корень, но разные окончания, то это форма одного и того же слова. Значит, слова молоко и молоки - это форма одного и того же слова. Все согласны?
Дети: Нет. Это разные слова, т.к. у них разное лексическое значение.
Учитель: Изменим форму слова, поставим слово в единственное число.
Дети: Молока.
Учитель: Внимание, поезд трогается, читаем слово на 3 вагоне
Дети: Молодец
Учитель: Запишем слово молодец, поставим ударение и подчеркнем безударные гласные. Это слово относится к каждому из вас.
Учитель: Что общего у всех слов?
Дети: Сочетание «оло», слова начинаются с буквы «м», в каждом слове по 3 слога.
Учитель: Разделите слова на 2 группы.
I вариант- по ударению:
1 группа: молоко, молодец. 2группа: молоки
II вариант- по кол-ву букв:
1 группа: молоко, молоки. 2 группа: молодец
III вариант- по наличию мягких согласных звуков:
1 группа: молодец, молоки. 2 группа: молоко
IV вариант – по морфемному составу:
1 группа: молоко, молоки. 2 группа: молодец.
Учитель: Составим предложение с одним из слов.
В конце урока можно предложить детям тест-опрос.
Тест-опрос.
Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-» .
1. Слова молоко, молоки являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
2. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
3.Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
4. Согласные звуки в корнях могут чередоваться.