Исавнина Евгения, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 п. Ванино

«Познай себя - это интересно! Прояви себя - это реально!»

Хочу поделиться я всем, что имею. Что нравится мне, что люблю, что умею. Надеюсь, Вам в работе поможет мой блог и мой сайт (isavnina.ucoz.ru). Смелей заходите, я рада гостям! Давайте дружить, давайте общаться, давайте не будем в себе замыкаться!

Фрагмент урока литературного чтения по теме: Великая Отечественная война в поэзии. А. Смирнов "Кто был на войне", В. Берестов. Стихотворение «Мир»

Учебно-методическое обеспечение:
система развивающего обучения Л. В. Занкова. Учебник «Литературное чтение», В. Ю. Свиридова, 2 часть

Цель урока:
расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Задачи:  
Предметные:
 -   актуализировать уже известные знания учащихся о ВОВ на основе имеющихся представлений, сформировать новые знания ;
 -   определять основную мысль текста;
 -   совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения;
 -   определять отношения  автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному.
Познавательные:
 -   Устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
 -   Находить в тексте ответ на заданный вопрос.
Коммуникативные:
 -   Принимать роль в учебном сотрудничестве.
 -   Воспринимать другие мнения и позицию.
 -   Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
 -   Принимать и сохранять учебную задачу.
 -   Принимать роль  в учебном сотрудничестве.

Работа над стихотворением В. Берестова «Мир»
1) Работа в группе: решение кроссворда.
 1.  Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. (Монолог)
 2.  Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ. (Олицетворение)
 3.  Поэтический прием, повторение похожих сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк. (Рифма)

    1 м о н о л о г        
2 о л и ц е т в о р е н и е
    3 р и ф м а            

·  Какое слово по вертикали прочитали в выделенных клетках.
Орфографическая минутка:   монолог, олицетворение, рифма

2)  Исследование значения слова МИР
Учитель: Ребята, а теперь произнесите слово МИР.  Какие образы у вас возникли? 
Продолжите фразу: « Я думаю, что мир - это _____________».

Учитель: За толкованием слова обратимся к словарю. (читаем значение слова из толкового словаря)

Учитель: А каким видит мир  Валентин  Дмитриевич Берестов вы узнаете, прочитав стихотворение «Мир».  Но сначала несколько строк о поэте.

1 ученик: Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 в городе Мещовске Калужской области в семье учителя. Стихи начал писать с детства. Война  безжалостно вторгалась в жизнь каждой советской семьи, не обошла стороной и семью Берестова.

2 ученик: Победа далась страшной ценой. И юный Берестов, будучи патриотом своей страны, приближал час великой победы своими замечательными стихами. Как вы понимаете значение слова патриот? Посмотрите в толковом  словаре.

Орфографическая минутка:   патриот

3 ученик: В 1967 году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Весёлое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. В. Берестов умер 15 апреля 1998 года в Москве.
Выразительное чтение произведения учителем.

Учитель:  О чём мечтает автор? Докажите это словами автора. Прочитайте так, чтобы мы смогли прочувствовать мечту автора.

Словарная работа («останется едва ли», «дети, знатоки былого», «играющие весело в войну», «припомнят это слово, С которым умирали в старину»)
Работа по совершенствованию навыка чтения стихотворения (определение места пауз, понижения и повышения голоса). Выразительное чтение.

Учитель:  Какова главная мысль стихотворения? О чем мечтает поэт? (о мире)

Учитель:  Мир – такое маленькое емкое слово, но сколько обстоятельств влияют на мир на нашей планете. От кого зависит мир на Земле? От вас зависит, каким достанется в наследство планета, мир, страна вашим детям и внукам. И как бы ни складывались обстоятельства в жизни человека, самым главным должны оставаться любовь к родителям, к Родине, к Отечеству.

Учитель: Ребята как вы думаете, а зачем нужно помнить о войне ведь это  горе, слёзы, смерть (ответы детей)

Учитель: Ребята, посмотрите на иллюстрацию учебника.  Вы знаете это место? Что это за огонь? Кто знает, почему зажжён Вечный огонь? Почему его называют Вечным?

(Ответы детей).

Учитель: Дети. Горит Вечный огонь в память о воинах, героически павших на полях Великой Отечественной войны. Это место особо значимо для жителей нашей страны. Каждый год люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и вспомнить, какой ценой завоёвано наше спокойствие, счастье жить под мирным небом. Здесь всегда лежат свежие цветы. Вечный огонь горит днём и ночью. И стоят вокруг люди, сняв шапки. Здесь громко не говорят. Тут либо молчат, либо разговаривают совсем тихо. Так говорят, когда вспоминают что-то дорогое.

объект ОДР «Вечный огонь» - ожившая иллюстрация



Учитель: Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти народа. Это они не щадя жизни приближали победный май!
 
 
Кто сеет_______, пожнёт счастье.
______ строит, ________ разрушает.
Худой _______ лучше доброй брани.
Дружно за ______ стоять - _______ не бывать.

10Мне нравится
Поделиться:

Отзывы (1)   Оставить отзыв