Исавнина Евгения, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 п. Ванино

«Познай себя - это интересно! Прояви себя - это реально!»

Хочу поделиться я всем, что имею. Что нравится мне, что люблю, что умею. Надеюсь, Вам в работе поможет мой блог и мой сайт (isavnina.ucoz.ru). Смелей заходите, я рада гостям! Давайте дружить, давайте общаться, давайте не будем в себе замыкаться!

Фрагмент урока по теме: «Однокоренные слова».

Цель:
способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать проверочные слова в группе однокоренных слов    
 
Задачи:
 ·   совершенствовать умения выделять корень в слове;
 ·   развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
 ·   развивать умение   различать синонимы и родственные слова
 ·   развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
 ·   формировать умения  работать индивидуально, в парах и группах;
 
Формируемые УУД
Личностные:   положительное  отношение  к  предмету.
Регулятивные:  умение  действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные:  умение  находить  способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные:  умение вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.
 
Учитель: Отгадайте загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Дети:  Поезд.
Учитель: Правильно, а вот и поезд. Что написано на вагончике?
Дети:  Молоко
Учитель: Что мы знаем о написании  этого  слова?
Дети: Это  словарное слово
Учитель: Запишите слово, поставьте  ударение и подчеркните гласный, написание которого надо запомнить.

Учитель: На какой вопрос отвечает слово? К какой части речи относится? Давайте подберем однокоренное слово к слову молоко.
Дети: молочный, молочник …
Учитель:  Что можете сказать о корнях  этих слов?
Дети:   Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Учитель: Выделим корень.  Что заметили?
Дети: Чередование согласных звуков в корнях слов
 
Учитель: Внимание,  поезд трогается, читаем слово на 2 вагоне.

Дети: Молоки
Учитель: Что такое молоки?
Учитель: Запишем слово молоки, под словом молоко. Поставим ударение и выделим корень.
Учитель: Посмотрите на слова молоко - молоки. Какой корень в словах? Дети: Молок
Учитель: Одинаковый корень? 
Дети: Да
Учитель: Выделим окончание в этих словах. Мы знаем, что если в словах одинаковый корень, но разные окончания, то это форма одного и того же слова. Значит, слова молоко и молоки - это форма одного и того же слова. Все согласны?
Дети: Нет. Это разные слова, т.к. у них разное лексическое значение.
Учитель: Изменим форму слова, поставим слово в единственное число.
Дети: Молока.

Учитель: Внимание, поезд трогается, читаем слово на 3 вагоне  
Дети: Молодец
Учитель: Запишем слово молодец, поставим ударение и подчеркнем безударные гласные. Это слово относится к каждому из вас.

Учитель: Что общего у всех слов?
Дети: Сочетание «оло», слова начинаются с буквы «м», в каждом слове по 3 слога.
Учитель: Разделите слова на 2 группы.
I вариант-  по ударению:  
1 группа: молоко, молодец.          2группа:   молоки
II  вариант-   по кол-ву букв:
1 группа:  молоко, молоки.          2 группа:  молодец
III вариант- по наличию мягких согласных звуков:  
1 группа: молодец, молоки.         2 группа:    молоко
IV вариант – по морфемному составу:
1 группа: молоко, молоки.         2 группа: молодец.
Учитель: Составим предложение с одним из слов.
 
В конце урока можно предложить детям тест-опрос.
Тест-опрос.
Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-» .
1. Слова  молоко, молоки   являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
2. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
3.Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
4. Согласные звуки в корнях могут чередоваться.


10Мне нравится
Поделиться:

Отзывы  Оставить отзыв