Цель:
сформировать толерантное отношение к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями по слуху и зрению.
Ход урока
Учитель и ученики с закрытыми глазами.
Учитель: Я вас не вижу. А как понять есть вы здесь или нет? Сколько вас? И где вы?
Учитель: Давайте поздороваемся друг с другом.
Ведущий протягивает руки. Первые ряды кладут свои руки на ведущего. Дальше сидящие ряды кладут руки на плечи впереди сидящих. А теперь все закрыли глаза и молча всем сердцем поздоровались.
Учитель: С 1992 года 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН установлен как Международный день инвалидов, который лучше и правильнее называть Международным днем людей с инвалидностью.
Традиционно в этот день в Российской Федерации для инвалидов проводятся различные мероприятия с участием общественных организаций инвалидов в целях привлечения внимания всего общества к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни. Сегодня мы примем участие в социальном уроке, подготовленном Минобрнауки России совместно с фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Давайте посмотрим ролик о работе фонда.
Просмотр ролика «Со-единение - о фонде»
«Приветственное слово президента фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» - доступно -
https://youtu.be/pUh4dUJNVpI (2 минуты).
Учитель: Вы догадались, о каких людях сегодня на нашем уроке пойдет речь? Верно, о тех, которые не видят и не слышат.
Учитель задает вопросы с одновременным показом презентации «Слепоглухие: кто они такие? Как им помочь?»:
Встречали ли вы людей, которые не видят?
Как вы догадались, что они не видят?
Кто и что помогает людям, которые не видят передвигаться и взаимодействовать с миром? Как мы называем таких людей? – Таких людей мы называем слепыми, слабовидящими или незрячими.
Встречали ли вы людей, которые не слышат?
Как вы догадались, что они не слышат?
Как общаются неслышащие люди?
Как мы называем таких людей?
Дети: Таких людей мы называем глухими или слабослышащими.
Учитель: А кто-нибудь из вас встречался с человеком, который не видит и не слышит? Как выдумаете, трудно ли ему ориентироваться в пространстве?
Как он ориентируется? Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться?
Дети: Обоняние.
Учитель: Как мы можем помочь таким людям?
(предложения детей)
Показ ролика «Мир слепоглухих» (3,5 мин.).
Учитель: Мы должны научиться общаться и делать добро всем окружающим, здоровым и людям с ограниченными возможностями.
Добро не имеет ни пола, ни возраста, на времени, ни места. Есть на земле люди, которые очень нуждаются в нашей доброте и понимании. Доброта ….а что люди вкладывают в это понятие?
Доброта- это отзывчивость, душевное расположение к людям,
стремление делать добро другим.
Учитель: На урок пришел самый добрый мультгерой – кот…. (Леопольд)
Посмотрите на доску и помогите коту выбрать слова для определения понятий добро и зло:
ЗЛО ДОБРО
(слова записываются учителем на доске в столбик под определениями)
Безразличие Милосердие Агрессивность Любовь Ненависть Сострадание Зависть Сочувствие Предательство Сопереживание
Равнодушие Забота Хамство Готовность прийти на помощь
Учитель: Давайте дадим слово Леопольду.
Леопольд: А сейчас я бы хотел вас угостить конфетами. Но я забыл, в каком мешочке у меня конфеты. Ребята, как, не открывая мешочков узнать, что хранится в каждом?
Приглашаются добровольцы. Им завязываются глаза. Добровольцам предлагается догадаться, какой предмет находится в мешочке. Добровольцам развязывают глаза. Их просят рассказать о чувствах, которые они испытывали, определяя предмет.
Леопольд: А вот и конфеты! Угощайтесь, пожалуйста!
Учитель: Мы с вами попробовали почувствовать, как это нелегко, когда человек не может пользоваться зрением, чтобы ориентироваться в пространстве. А теперь давайте подумаем, как общаются глухие? (предположения детей)
Учитель: Действительно, общаются эти люди со слышащими с помощью голоса, они понимают речь, считывая ее с губ, а между собой чаще всего общаются с помощью русского жестового языка.
Учитель: А теперь давайте подумаем: а как может жить человек, если он и не видит, и не слышит? Можете себе такое представить?– Таких людей называют слепоглухие.
Учитель: Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.
Учитель: Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама».
Получилось? Почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
Учитель: На ладошке напишите друг другу одну печатную букву поверх другой. Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Участники меняются ролями.
Учитель: Давайте обсудим: что было трудно? Почему? Еще один способ общения – буквы можно писать на спине.
Учитель: Как вы думаете, есть ли специальные книги, учебники для незрячих?
Учитель: Существует специальный шрифт Брайля, который представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими. Шрифт Брайля читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Чтобы выучить систему Брайля и писать точно и аккуратно, потребуется приложить некоторые усилия. Например, неправильно поставленная точка может изменить номер телефона. Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости. Посмотрите образец шрифта на коробочках от лекарств.
Учитель: А есть еще одна азбука. Она называется «дактилология». Это такая азбука, где каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев.
Учитель: Давайте научимся говорить следующие слова: мама, папа, баба, деда.
Учитель: Весело получается, да? Но ведь проблемы у таких людей совсем не шуточные, правда? А они своей целеустремленностью, жизнелюбием, достижением высоких результатов в учебе, творчестве, подают нам пример преодоления трудностей. Вот что говорит по этому поводу заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
Просмотр ролика «Обращение В.Ш. Каганова
Учитель: Вениамин Шаевич, только что поделился впечатлениями от просмотра фильма о слепоглухих людях «Слово на ладони». Как вы думаете, почему фильм так называется?
Дети: Общаются слепоглухие именно письмом на ладони.
Учитель: Давайте посмотрим его фрагмент.
Просмотр фрагмента фильма «Слово на ладони. Фрагмент»
Учитель: Трудно преодолевать жизненные препятствия героям фильма? Насколько успешно у них это получается? Насколько удачен опыт их творческой реализации, участия в спектакле? Вам понравилось? Вы бы хотели посетить спектакль?
Учитель: Почему-то в наше время доброта не очень ценится. Люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.
P.S Ребята задумались о том, что же необходимо людям с инвалидностью для полноценной жизни, и пришли к выводу: им нужна не жалость и опека, а внимание и доступная окружающая среда.
Информацию для урока, видеоролики
брала на официальном сайте Минобрнауки России