Предмет: Окружающий мир в 3-м классе.
Учитель:
988 год стал поворотным годом в истории нашей страны. Почему? Мы сможем это понять, если подумаем над тем,
что дало принятие христианства на Руси? Давайте попробуем сделать вывод о том, какое же значение для Руси имело принятие христианства.
Учитель:
Я предлагаю вам разбиться на группы, восстановить рассыпанные фразы (на листочках начало и конец фразы) и дать свое объяснение.
Задание для I группы:
Русские люди стали осознавать себя…… единым государством.
(Не отдельные племена славян стали населять Русь, а единый русский народ. Население скрепилось единым мировоззрением. )
Укрепилось …… государство.
( Русичи приняли веру, которую исповедовали соседние страны, тем самым укрепили связь нашего государства с ними. Повысился международный авторитет. )
Задание для II группы:
Русь перестала быть ….. варварской страной.
(Жуткие обычаи ушли в прошлое. Формировались новые правила и законы отношений людей друг к другу)
На тех местах, где раньше стояли идолы богов…… строились церкви и школы.
(Это укрепило духовность народа и вело его по пути просвещения)
Учитель:
Предлагаю вам загадку о православном предмете:
На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.
Ответ: храм
Историческая справка 1 (ученик)
Каждый храм возводили в старину так, чтобы его было видно отовсюду, и все улицы и дороги вели к нему. Храм был центром духовной жизни людей, где жители округи собирались все вместе, чтобы молиться и беседовать с Богом.
Учитель:
Предлагаю вам загадку о православном предмете:
Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык.
Ответ: Колокол
Историческая справка 2 (
учитель)
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница. Как вы думаете, зачем нужны колокола?
Дети:
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Учитель:
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника, называется «трезвон». Колокольный звон напоминает о вышнем, небесном мире.
Прослушивание фрагментов колокольных звонов (Объект ОДР)
Историческая справка 3 (
ученик)
Самым большим колоколом в мире в настоящее время является Царь-колокол. Ему нет равного ни по размерам, ни по весу, ни по художественному стилю. Он был отлит российскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными в 1733-35 г.г. (масса - 200 т, диаметр - 6 м 60 см). Это чудо не успели поднять на колокольню, потому что колокол пострадал от пожара. Царь-колокол никогда не звонил.
Учитель:
Давайте заглянем во внутрь храма.
Историческая справка 4 (
ученик)
Алтарь возвышается над средней частью и отделен от нее иконостасом. Это главнейшая часть храма. Она содержится в чистоте, устилается коврами и украшается. Вход в алтарь разрешен только священнослужителям.
Учитель:
Предлагаю вам загадки о православном предмете:
сть в церкви она обязательно,
Глядят с неё очи внимательно,
Кто мимо идёт – ей поклонится,
И тихо, неспешно помолится.
Ответ: Икона
Как одна, они стройны,
Как одна, они ровны,
Все торжественно стоят,
Пред иконами горят.
Ответ: Свечи
Историческая справка 5 (
ученик)
Иконостас - перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма.
Историческая справка 6 (
ученик)
Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест. Нередко внизу креста можно увидеть полумесяц. Такой крест имеет несколько символических значений. Полумесяц - люлька Христа, чаша, в которой находится тело Христово и др.
Учитель:
Предлагаю вам загадку о православном предмете:
Он – Христа мучение,
Церкви украшение.
Ответ: Крест
Учитель:
На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви.
Сейчас вы услышите стихотворение - правила для тех, кто посещает храм:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они.
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
Задание для III группы:
Стали появляться церковные книги, ……… распространилась грамотность.
(И постепенно Русь придет к тому, что станет одной из самых образованных стран Европы).
Люди стали …… лучше относиться друг к другу.
(Ведь христианство проповедует десять нравственных заповедей: не убий, не укради и т. п., которые не потеряли своей значимости и сейчас)