«Познай себя - это интересно! Прояви себя - это реально!»
Хочу поделиться я всем, что имею. Что нравится мне, что люблю, что умею. Надеюсь, Вам в работе поможет мой блог и мой сайт (isavnina.ucoz.ru). Смелей заходите, я рада гостям! Давайте дружить, давайте общаться, давайте не будем в себе замыкаться!
Этапы урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формируемые УУД Планируемые результаты |
I.
Мотивация к учебной деятельности |
Объект ОДР ШНЛ-11-01 (15 секунд) Учитель: Вы увидели объект и прослушали звуковой файл. Кто догадался, о чем или ком пойдет речь на уроке? Учитель: Птицы в лесу – грандиозный оркестр! А вы знаете, кого считают самым лучшим певцом леса? |
Дети: Время года -весна т.к. ветка яблони в цвету. Поет птица. Делают предположения, пользуясь накопленными знаниями. |
Личностные УУД Учебно-познавательный интерес, положительная эмоциональная направленность. Регулятивные УУД Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию) |
II.
Актуализация знаний |
Учитель читает загадку:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей) Объект ОДР ШНЛ-11-01 (5 секунд) Учитель: А что вы знаете о соловьях? Учитель: Соловей – от слова «соловый», то есть невзрачный. Вот, оказывается, за что получила эта птичка свое название, а вовсе не за волшебный голос. В былые времена не было ни радиоприемников, ни магнитофонов. Зато почти в каждом трактире, постоялом дворе, купеческом доме была клетка с соловьем. Соловей заменял музыку. И стоил пернатый певец очень дорого. Учитель: Давайте еще раз послушаем пение |
Учащиеся отгадывают загадку. Рассказывают о соловье с опорой на источник. а). Этимологический словарь. Слово «Соловей» произошло от славянского слова «соловь», что означает серый, желтоватый. б). Толковый словарь С.И. Ожегова. Буро-серая птичка, из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. |
Познавательные УУД Выделение характерных особенностей соловья Коммуникативные УУД Владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД Способность к произвольному вниманию. Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные УУД Владение монологической формой речи. Умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД Поиск, выделение и структурирование информации. Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов. Свободная ориентация в словарях и справочниках, восприятие текстов делового стиля. |
III.
Формулирование темы урока, постановка цели |
Подготовка к чтению текста. Учитель: Как вы думаете, почему мы заговорили о соловьях? Учитель: Кто автор текста «Соловьи»? С какими произведениями Юрия Коваля мы познакомились на прошлых уроках? Учитель: На уроке мы будем не только читать, и работать с текстом, но и постараемся мыслить, делать логические выводы. |
Делают предположения о теме и цели урока: (будем читать текст о соловьях) Дети называют рассказы, можно с опорой на учебник (содержание), коротко рассказывают о чем произведения. |
Познавательные УУД Формулирование познавательной цели. Регулятивные УУД Постановка учебной задачи, планирование действий. Коммуникативные УУД Владение монологической речью. Личностные УУД Учебно-познавательный интерес, положительная эмоциональная направленность. |
IV.
Открытие нового знанияПервичное чтение текста «Соловьи». Восприятие. Словарная работа и беседа по содержанию Словарная работа и беседа по содержанию Словарная работа и беседа по содержанию Физкульт-минутка Словарная работа и беседа по содержанию |
Чтение и анализ текста. 1. Чтение текста учителем (учебники закрыты). Учитель: Определите жанр произведения. Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? Учитель: А вы хотите увидеть и услышать соловья в живой природе? Объект ОДР ШНЛ-11-01 (15 секунд) Учитель: Похоже пение соловья описывает писатель? 2. Работа по учебнику. Учитель: Прочитайте первую часть текста про себя. Учитель: Значение каких слов вам непонятно? Почин – начало (стр. 174 – толковый словарь учебника). Учитель: Какие слова вам еще не понятны? Кто может объяснить? Какой лес называют ольховым? Утренний клёв – о чем говорит автор? (соловьи поют всю ночь и рано утром). 3. Ответы на вопросы учебника. Чтение вопросов: Вопрос №3. Учитель: Как ты считаешь, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? (читать нужно достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу). Учитель: Прочитайте строчки, которые являются звукоподражанием. Вопрос №5. (Выразительное чтение отрывка). Учитель: Какие слова непонятны? Кто может объяснить? Как можно назвать эту фразу? (Фразеологический оборот). - А где еще можно было найти объяснение этого фразеологического оборота? (Во фразеологическом словаре). Учитель: Какой еще фразеологический оборот есть в этой части? («Голова кругом»). Учитель: Можете объяснить? - Прочитайте, почему же у автора «голова кругом»? Обратите внимание на первое предложение второй части «… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца…» Как вы это понимаете? Прочитайте, как называет автор колена, летящие ему вдогонку? (пульканье, клыканье…). Вы можете их изобразить? Учитель: соловьиные колена выделяются свистовые, щелкающие, рокочущие. Соловей может выводить до 24 колен, но это редко, чаще 10, которые повторяются и перестанавливаются в различном порядке. ФИЗМИНУТКА Птички в гнездышке сидят. На меня они глядят. Полетать они хотят И тихонько все летят. Ответы на вопросы учебника. Учитель: Если бы герой не бежал все время, а просто стоял в лесу и слушал соловьев, впечатление изменилось бы? Почему? Учитель: в природе можно услышать до 5-6 певцов, которые словно соревнуясь, азартно распевают 10-15 метрах друг от друга. Учитель: Прочитайте третью часть рассказа. Какие слова нужно объяснить? Какие слова и фразы вам еще не понятны? Кто может объяснить? - рябые – с пятнами другого цвета на основном фоне, пестрый. - прибрежная трава – растет на берегу. - шест – длинная палка. - придонный глаз – глаз, смотрящий на дно. Учитель: Почему автор называет леща «лещище»? Как вы понимаете? «Рассыплет по поверхности озера сразу с полтысячи бус». Что значит фраза «так холодом и ошпарит»? Учитель: Помогают ли вам слова, придуманные автором представить пение соловьев? (сложно словом передать пение птички). Учитель: Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой. Учитель: Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами? (чтобы показать разнообразие соловьиного пения и неуловимость соловьиных трелей, невозможность точно обозначить их в слове). Учитель: Прочитайте эти пары. О каких это бусах идет речь? Прочитайте. Что лучше помогает вам представить пение соловья – звукоподражание, которое придумал писатель или образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус? |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Передают личные эмоциональные переживания. Слушают пение соловья. Читают в учебнике первую часть рассказа про себя. Отвечают на вопросы учителя. Находят толкование слова в словаре учебника. Учащиеся объясняют непонятные слова. Читают вопросы в учебнике, находят нужную информацию. Выборочно пересказывают прочитанное. Выборочно читают учебник (тии-вить, пуль, пуль…, клы, клы…,плен, плен…). Выразительно читают вторую часть рассказа. Объясняют слова: - замолкает на миг - на немного, на чуть-чуть, не надолго - вдогонку - (догоняют, следом за мной) - начинает разгоняться - (петь громче) - передают меня «из рук в руки» (стр. 174 – толковый словарь учебника – имеется в виду, что лирический герой набегу слушал одного соловья за другим: не успевало пение одного соловья затихнуть в глубине леса, как уже звучало пение другого). Работают с фразеологическим словарём: «Из рук в руки» - передавать (переходить) в распоряжение кого-либо другого. «Голова кругом» – кто-либо теряет способность ясно соображать (от дел, забот, переживаний). Ученики зачитывают объяснение из толкового словаря Владимира Ивановича Даля. (Колено – разнообразное пенье птиц.) Записано на доске. Читают карточки по очереди Первое: пульканье – этак – «пуль-пуль-пуль-пуль…». Второе: клыканье – «клы-клы-клы». Третье: дробь. Четвертое: раскат – «трррррр…». Пятое: пленьканье – «плень-плень-плень…». Шестое: дудка – «го-го-го-го-го», «ту!». Седьмое: кукушкин перелет – самое редкое колено. Сильный такой, звонкий свист. Восьмое: гусачек – «га-га-га-га…». Девятое: юлиная стукотня – как юла – этакий круглый свист: «фюиюи-юиюи…». Десятое: почин – этак: «тии-вить». Читают вопросы, отвечают на вопросы. - Лирический герой бежит по лесу и это дает ему возможность слышать сразу нескольких соловьев. - Конечно, впечатление изменилось бы. Чтение детьми третьей части текста вслух. Объясняют слова: - язь – рыба из семейства карповых. - новый певец, приозерный уже – имеется в виду соловей, певший рядом с озером, «при озере». Отвечают на вопросы учителя, выборочно читают текст: Разные колена пения соловья зазвучат над поверхностью озера. Мурашки пойдут от красоты звучания, пения соловья, а потом станет жарко от восхищения. Первая пара – меняются первые согласные п-б, вторая пара – меняются гласные ы-о, третья пара – меняются гласные е-и. Учащиеся выдвигают предположения и приводят доказательства. Выборочно читают текст: Раскатистую трель соловья писатель сравнивает с рассыпавшейся по поверхности озера «полутысячею» бу). |
Личностные УУД Мотивация учения. Формирование целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД Волевая саморегуляция: способность к произвольному вниманию, к преодолению препятствий. Познавательные УУД Смысловое чтение. Личностные УУД Нравственно-этическое оценивание прочитанного. Познавательные УУД Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Свободная ориентация и восприятие текста. Умение сжато, выборочно передать содержание текста. Регулятивные УУД Способность к произвольному вниманию, к мобилизации сил и энергии. Познавательные УУД Поиск, выделение и структурирование информации. Смысловое чтение. Извлечение информации из текста. Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов. Свободная ориентация в словарях и справочниках, восприятие текстов делового стиля. Познавательные УУД Извлечение информации из прослушанного текста. Извлечение информации из художественных текстов из других источников. Личностные УУД Учебно-познавательный интерес, положительная эмоциональная направленность. Познавательные УУД Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Извлечение информации из прослушанного текста. Извлечение информации из художественного текста. Поиск, выделение и структурирование информации. Синтез как составление целого из частей; восполнение недостающих компонентов. Свободная ориентация в словарях и справочниках, восприятие текстов делового стиля. Коммуникативные УУД Владение монологической и диалогической формами речи. Построение речевого высказывания. Познавательные УУД Анализ с целью выделения признаков. Выбор оснований и критериев для сравнения. Познавательные УУД Выдвижение гипотез и их обоснование. Смысловое и выборочное чтение. Поиск, выделение и структурирование информации. |
V.
Закрепление нового |
Повторное чтение текста. Повторная беседа по восприятию текста. Учитель: Как называет автор соловья? Почему именно это имя дал соловью? Почему же соловья называют лучшим певцом леса? Учитель: Кто –нибудь из слышал песни, в которых упоминаются соловьи? Давайте прослушаем романс. Учитель: Романс исполняет Евгения Семёновна Мирошниченко (1931–2009) — оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР – позволяет фантастическим образом продемонстрировать как композитор использовал в своем произведении приём подражания звукам природы. |
Читают текст вслух. Отвечают на вопросы учителя обобщают полученные знания, дополняют ответы соучеников. (Хрустальный Горошек) (Пение соловья, как падающий горошек, издающий хрустальный чистый звук). |
Познавательные УУД Смысловое чтение. Доказательство. Коммуникативные УУД Владение монологической речью. Коррекция и дополнение партнёра. Регулятивные УУД Способность к произвольному вниманию. Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД Смыслообразование. |
VI.
Контролирующее заданиеДомашнее задание |
Домашнее задание. Стр. 55-57. Выразительное чтение любого отрывка (части), рисунок по желанию. Найти в разных информационных источниках материал о соловьях. К каким информационным источникам вы можете обратиться? |
Личностные УУД Оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный выбор. |
|
VII.
Рефлексия учебной деятельности |
Учитель: Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок. Выберите ответ: 1. Я удовлетворен(а) результатами урока а) да, б) нет. 2. Я удовлетворен(а) своей работой а) да, б) нет 3. Во время урока я испытывал(а) а) интерес, б) волнение, в) усталость, г) другое 4. Такая форма урока мне понравилась а) да, б) нет. 5. Во время выступления я испытывал(а): затруднения, стеснение, неудобство, затруднений не было, другое (нужное подчеркнуть) 6. Себе за работу я бы поставил(а)________________ (оценить по пятибалльной системе) |
Отвечают на вопросы. Слушают пение соловья. Осознают необходимость пользования различными словарями, для расширения познания. Оценивают уровень усвоенного материала. Делают личностный выбор, исходя из личностных ценностей. |
Регулятивные УУД Мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; |