C целью формирование представлений детей о развитии знаний о Земле, познакомить обучающихся с новыми понятиями новыми именами (Х. Колумб, Ф. Магеллан, Васко да Гама) был проведен урок окружающего мира по теме: «Расширение знаний о земле».
Предлагаю вашему вниманию обзор урока.
Учитель:
Кто знаком с этой игрой «Морской бой»? В чём она заключается?
(Выясняем правила игры.) Поиграем 1 минутку в парах. А теперь попробуйте убрать цифры и буквы. Может ли продолжиться игра? Почему?
Учитель:
Посмотрите внимательно на контурную карту в рабочей тетради и скажите, где этот принцип нашёл своё применение?
Дети:
На карте какие-то полоски и числа со значком градуса, как температуру записывают…
Учитель:
Да, на карте мы видим градусную сетку. Зачем она нужна?
(При помощи градусной сетки можно определить своё местонахождение в любой точке Земли.)
Учитель:
Кому нужны были эти знания?
(Путешественникам.)
Вы видите линии на карте: одни пересекают её параллельно экватору, они получили название
параллели (или широты), другие линии пучком выходят из Северного полюса и опять пучком собираются в Южном полюсе –
меридианы (или долготы). Каждая линия получила свой номер.
Слово
меридиан пришло к нам из латинского языка и означает в переводе
полуденный, причём нулевой меридиан проходит через город Лондон (столица Англии) и называется Гринвичский. Слово
параллель заимствовано тоже из латинского языка и означает в переводе
оба, один за другим.
Учитель:
Параллели и меридианы нанесены не только на карты, но и на модель земли- глобус.
Объект ОДР КА-01-04ж
позволяет увидеть 3D модель Земли, оси вращения, материки и основные линии Земли
Дополнительные сведения о параллелях и меридианах
Учитель:
Наступила эра географических открытий. Как вы думаете, удобны ли были громоздкие корабли?
– Конечно, они были неудобными, тихоходными, и на смену им пришли лёгкие каравеллы (морские парусные судна), у китайцев европейцы позаимствовали компас. Как вы думаете, для каких целей?
(Для ориентирования во время путешествий.)
– Каких путешественников вы знаете?
Самостоятельная работа по микрогруппам.
З а д а н и е 1-й и 4-й группам – рассказать о путешествиях и открытиях Христофора Колумба.
З а д а н и е 2-й и 5-й группам – рассказать о путешествиях и открытиях Васко да Гамы.
З а д а н и е 3-й и 6-й группам – рассказать о путешествиях и открытиях Фернана Магеллана.
3) Проверка.
Сообщают сведения о путешественниках (представители одной группы рассказывают, вторая группа добавляет). Рассматривают портреты путешественников, работа с картой.
В конце урока рефлексия деятельности.