Задачи урока:
-познакомить учащихся с необычной для них японской поэзией, с культурой Японии,
-расширять границы литературного образования школьников,
-пополнять лексический словарный запас, учить работать со словарями,
-развивать способность к творчеству, пробуждать творческое воображение,
-подвести к пониманию единства истоков произведений авторов разных времен и народов.
Ход урока.
Учитель:
Мы познакомимся с японской поэзией. На уроке у вас будет возможность сделать для себя много интересных открытий в культуре этой удивительной страны.
Учитель:
Что вы знаете о Японии? О традициях японцев, об их отношении к миру, к природе? Какие слова у вас ассоциируются с названием этой страны? Я предлагаю вам записать эти слова и разместить их на доске вокруг слова «Япония» (прием «кластер») Работать будем в группах.
Пояснения записанных детьми слов, при необходимости работа с толковым словарем.
Учитель:
Я тоже приготовила для вас слово «Тайко» - название музыкально инструмента. Вы можете предположить, что это за инструмент? Как он выглядит?
(предположения детей)
Послушайте, как звучит этот инструмент.
(включаю звучание инструмента без показа)
Теперь вы можете сказать, что это за инструмент? Действительно, это барабан.
Посмотрите, как он выглядит.
Объект ОДР (ШНЛ- 03-03) Барабан - Тайко
А теперь посмотрите видеофрагмент игры на барабане.
Учитель:
Предлагаю вам прочитать стихотворение японского поэта.
Сохнет на ветру,
Промокшее до нитки,
Платье Короля...
Учитель:
В чем отличие японской поэзии от привычной нам?
Структура хокку:
1. Рифмы нет.
2. Три строчки.
3. В первой и третьей строке - по 5 слогов, во второй - 7
Учитель:
Хокку или хайку – вид трёхстишия, который зародился в средние века в Японии.
Как вы думаете, почему такой миниатюрный жанр, как хокку, зародился в Японии? (Японцы любят всё маленькое: деревья, камни, букеты, стихи).
Учитель:
Давайте познакомимся с некоторыми наиболее известными поэтами, сочинявшими хокку. (сообщения детей)
Учитель:
Прочитайте самостоятельно хокку, которые даны нам в учебнике.
Учитель:
Опишите человека, который может написать такие необычные стихи, какой он?
Ученики:
Любящий природу, романтик, умеющий видеть необычное в обычном и т.д.
Учитель:
Вы правы!
Всматривайтесь в привычное –
И вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое –
И вы увидите красивое.
Всматривайтесь в простое –
И вы увидите сложное.
Учитель:
Каждое стихотворение-это чувство, ощущение, запечатленное в картине-образе. Их темы различны: пейзажи, жизненные случаи. Авторы стараются воздействовать на читателя, чтобы вызвать в нем такие же чувства. Попробуем сочинить хокку по иллюстрации. Подумайте, что главное в японских хокку - событие или отношение к нему? Почему? Не забываем структуру написания.
Луна упала (5)
Океан поглощает (7)
Луны дорожку (5)
Учитель:
Я предлагаю вам всмотреться в привычное, увидеть необычное и поделиться своими чувствами, сочинить хокку. Привычное- пакетики чая «Greenfield», а что же здесь может стать необычным?
Ученики:
Разные иллюстрации, на которые человек почти не обращает внимания, в основном запоминает картинку, чтобы потом выбрать понравившийся чай.
Учитель:
На уроке у вас есть возможность рассмотреть иллюстрации, выбрать самую красивую и сочинить хокку. В своей работе постарайтесь выразить свое отношение к жизни, к природе, а может быть и к событию. Работаем в группах, соблюдаем структуру написания.
Варианты детей:
Красное небо
Тонут деревья в нем,
Черные ветки…
Нет совсем воды
Коричневые горы…
Откуда цветы?
Учитель:
Я благодарю вас за урок и надеюсь, что вам предстоит еще много открытий, связанных с этой удивительной страной-Японией.
На уроке использовала презентацию http://www.myshared.ru/slide/79322/