Тема: «Модели и изображения Земли» 1 класс
Цели:
-
Познакомить с глобусом – моделью Земли, сформировать представление о полюсах, экваторе, материках, океанах.
-
Развивать внимание, память, связную речь, расширять кругозор.
-
Воспитывать интерес к предмету, желание самостоятельно добывать знания.
Оборудование: глобус; модели (машина, колодец, корабль и др.)
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение не покидает вас до конца нашего урока.
2. Сообщение темы и целей урока
– Посмотрите на мой стол. Что вы здесь видите?
– Это модели. А зачем людям нужны модели?
– А как вы думаете, есть ли модель у нашей планеты Земля?
3. Актуализация опорных знаний
– Наш урок необычный. Мы будем наблюдать, сравнивать, узнавать новое, делать выводы. А начнём с загадки.
Когда-то в древние века,
Был деревянным он всегда,
Под парусами плавал он,
И назывался … (кораблём)
– Зачем человеку корабли?
– Это модель или настоящий корабль? Чем же он отличается от своей модели?
(Образец модели корабля в руках учителя.)
4. Работа над новым материалом
– Действительно, модель по форме напоминает настоящий объект, отличается от него только по размеру.
– Попробуйте сделать вывод. Что такое модель? Сравним ваш вывод с толкованием слова в словаре.
– Перечислите модели, которые вы видите на моём столе. Чем же они отличаются от настоящих объектов? Зачем человеку разные модели?
– А теперь ещё одна загадка.
Шар невелик,
Но весь мир изобразит (Глобус)
– Какие слова помогли догадаться, что это глобус? Для чего нужен глобус? А что же такое глобус? Сравним ваш вывод с толкованием слова в словаре.
– Какую же форму имеет наша Земля? Всегда ли люди это знали?
Рассказ учителя:
– Действительно, в древности у людей были иные представления о форме нашей планеты. Считалось, что Земля плоская, как блин, и лежит на трёх китах. А сверху над ней нависает небесный свод, по которому движутся звёзды, Солнце и другие планеты. Со временем представления людей изменились. Люди заметили, что до края Земли нельзя дойти. А кругосветное путешествие Фернана Магеллана убедило в этом окончательно.
– Магеллан со своими друзьями отправился в плавание на запад, а вернулся домой с востока. Вот и стали считать, что Земля – шар. А вообще в географии было много ошибок. Так ещё один мореплаватель Христофор Колумб хотел дойти морским путём до Индии, но идя не на юг, как делали другие, а на запад. В результате им была открыта Америка.
– В наши дни фотографии из космоса подтвердили предположения учёных о шарообразности Земли. Вот так выглядит наша планета из космоса. А кто первым увидел её такой?
5. Физкультминутка Объект ОДР ИЕВ-02-07
6. Практическая работа-демонстрация с помощью объекта ОДР КА-01-04ж
– Наша Земля имеет форму шара. Вверху находится самая северная точка – Северный полюс, внизу южная – Южный полюс.
-Ещё на глобусе есть линия, напоминающая поясок. Как она называется? Кто знает? Правильно - экватор. Он делит наш земной шар на два полушария: Северное и Южное.
- Кто сможет показать на глобусе Северный и Южный полюса?
- Кто может показать полюса на нашей модели?
– Что можно узнать о нашей Земле, глядя на глобус?
– Назовите цвета глобуса. Что они обозначают?
– Как вы думаете, почему большая часть глобуса раскрашена в синий цвет?
– Кто из вас сможет дать название самому холодному океану? Найдите его на глобусе.
– А самый тёплый океан? Покажите.
– Назовите и покажите самый большой океан.
– Какой океан мы не назвали? Покажите его на глобусе.
– Что показано на глобусе другими цветами? Да, это суша. Она делится на 6 материков.
(Учитель называет и показывает их на глобусе)
– А кто из вас знает, на каком материке мы с вами живём? Покажите Евразию. Что можно сказать про этот материк?
– А какой материк самый маленький?
– Как вы думаете, а какой самый холодный? Почему?
– А что можно сказать про Африку?
7. Закрепление изученного материала
Чтение текста по учебнику (Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Мы и окружающий мир. 1класс – стр. 32, 33)
Беседа по вопросам учебника (стр.33)
– Что же можно показать на глобусе?
– Сколько океанов на Земле? Назовите их.
– Какие материки вы запомнили? Сколько их?
8. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? Что понравилось? О чём хотели бы рассказать родителям?
– Вы сегодня замечательно потрудились. Молодцы!