Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Язык един для всех людей, пользующихся им, а речь - индивидуальна.
В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Для устной речи имеет специальное значение дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно (экспрессивно), ясно, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и пр. Для большинства младших школьников характерны дефекты речи (плохое выговаривание отдельных звуков), которые должны вовремя исправляться. Эффективным средством развития речи являются скороговорки. Именно их я взяла на вооружение для коррекции и совершенствования речевого аппарата детей.
В отличие от любого другого произведения (как фольклорного, так и литературного), скороговорка стремится к звуковому минимуму. Нагнетание близких по артикуляции согласных звуков на крошечном пространстве скороговорки создает эффект «каши во рту», когда «язык заплетается» и артикуляционная ошибка почти неизбежна.
Использование игровых упражнений со скороговоркой способствует формированию у детей младшего школьного возраста полноценной речевой деятельности, ее коммуникативной направленности, постановке дикции, правильного дыхания, голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом). Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей, отработки скорости чтения.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всё убыстряя и убыстряя темп. Педагог в этом случае выступает в роли дирижёра.
Благодаря образовательной технологии дополненной реальности работа со скороговоркой стала более интересной для моих учеников. Теперь в роли дирижера выступает … объект дополненной реальности! «Давай посоревнуемся!»- предлагает объект, и ребята не заставляют себя ждать! Герой не только произносит скороговорку, терпеливо выслушивает детей, но и дает оценку каждому ребенку. Обиды нет, а есть только желание говорить быстрее и чище! Каждый ученик норовит поместить виртуального друга на ладонь или обнять его. Дети сами придумали героям имена и с нетерпением ждут встречи с ними.
Вот что пишут мои второклассники об объектах:
«Мне нравится, когда учитель приглашает в гости говорящих героев. С ними весело. Я учу с ними скороговорки. Это круто!» Влада К.
«Мой любимый герой- мышка Гаечка! Я её люблю! С ней интересно и весело! И скороговорки у неё сложные, но я их выучу обязательно» Наташа Д.
Все работы были с портретами любимых героев.
В классе проходят настоящие «скороговорочные» турниры. В уголок литературного чтения вывешиваются наиболее интересные скороговорки. Готовясь к турниру, дети учат скороговорки наизусть, чтобы выступить перед классом и не «споткнуться». Так дети учатся не просто говорить быстро и правильно, но делать это громко, перед аудиторией. По моему опыту работы скажу, что скороговорение способствует значительному улучшению дикции, развитию коммуникативных навыков младших школьников, вырабатывает речевую ответственность перед собой и товарищами, воспитывает интерес, любовь и уважение к родному слову, к его звуковой и эмоциональной наполненности, дарит хорошее настроение и радость человеческого общения.